Социум

Играть на своем поле

В Беларуси планируют блокировать зарубежные сайты с азартными онлайн-играми

Проект указа Президента Рес­публики Беларусь, преду­сматривающий легализацию азартных онлайн-игр в Интернете, вынесен на общественное обсуж­дение. Что ждет игорный бизнес и любителей азартных игр, рассказал начальник управления игорного бизнеса Министерства по налогам и сборам Беларуси Юрий Писаков.

— Что относится к азартным онлайн-играм и насколько они популярны у белорусов?

 — Это игры бинго, на тотализаторе, в карты, в кости, на игровых автоматах, рулетка, слот-игры и букмекерские игры, проводимые в режиме онлайн в Интернете. Сейчас в Беларуси с использованием Интернета осуществляются только букмекерские игры, которые пользуются большим спросом у граждан. Насколько же популярны другие виды азартных онлайн-игр, сказать сложно, так как они проходят на зарубежных сайтах.

— Почему решено легализовать азартные онлайн-игры в Беларуси?

— Регулирование азартных игр в режиме онлайн с использованием Интернета — заключительный этап реализации Концепции развития игорного бизнеса в Республике Беларусь. Рабочая группа изучила международный опыт в этой сфере. В результате подготовлен проект указа, предусмат­ривающий легализацию азартных онлайн-игр и систему государственного регулирования такой деятельности на основании лицензирования.

— Кто и на каких условиях сможет получить лицензию на содержание виртуального игорного заведения?

— Юридическое лицо, которое уже имеет лицензию на игорный бизнес и ведет эту деятельность не менее 2 лет в Республике Беларусь. При этом стаж руководителя или его заместителя должен быть не менее 3 лет. Важные условия — наличие денежных средств на специальном счете не менее суммы, установленной Советом Министров, а также соответствие программно-технического комплекса документам в области технических нормативно-правовых актов. Обязательное требование — указать в лицензии доменные имена сайтов, на которых будет осуществляться виртуальная игорная деятельность. Планируем создать реестр легальных интернет-ресурсов. Доступ к сайтам, которые специализируются на организации или проведении азартных игр с использованием Интернета в нарушение требований законодательства, регулирующих деятельность в сфере игорного бизнеса, заблокируем.

В бюджет города Минска на 1 сентября поступило 18,3 млн рублей налога на игорный бизнес. Физические лица уплатили 11,3 млн рублей подоходного налога с выигрышей, полученных от организаций, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса.

 — Какова стоимость получения лицензии и срок ее действия?

— Лицензия бессрочная. Юридическому лицу потребуется внести дополнение в действующую лицензию и оплатить госпошлину в размере 250 базовых величин.

— Какие требования предъ­явят к организаторам азартных онлайн-игр?

— Во-первых, лицензиаты не должны принимать на работу лиц моложе 18 лет. Во-вторых, они обязаны обеспечить доступ к виртуальному игорному заведению только лицам от 21 года и не допускать к участию лиц, огра­ниченных в посещении игорных заведений и участии в азартных играх. Отмечу, что принимать заявления на самоограничение продолжат игорные заведения, но запрет на допуск распространится и на виртуальные казино.

В-третьих, юрлица обязаны свое­временно выплачивать выигрыши игрокам. Также они должны регистрировать все принятые ставки и выплаченные выигрыши в специальной компьютерной кассовой системе (СККС), которая обеспечивает контроль в сфере игорного бизнеса. Еще одно требование — предоставление доступа к своему игровому порталу МНС, налоговым органам и мониторинговому центру, а также ряд других требований.

— Почему доступ к виртуальным игорным заведениям разрешат только с 21 года?

— Люди в возрасте от 18 до 21 года наиболее подвержены риску вовлечения в азартные игры и формирования у них игровой зависимости. В связи с этим депутаты и представители общественности неоднократно поднимали вопрос о повышении возрастного порога для посещения игорных заведений. Учитывая международный опыт, а также одну из задач Концепции развития игорного бизнеса — защиту населения от негативных проявлений такой деятельности, проектом указа вводится запрет на допуск в игорное заведение и к участию в азартных играх лиц, не достигших 21 года.

— Какие налоги придется платить виртуальным игорным заведениям и игрокам?

— Проектом указа предусмотрены два налога в размере 4 % каждый: с положительной разницы между принятыми ставками и выплаченными выигрышами для юрлиц и подоходный налог с выигрышей для физлиц. Те, кто сейчас играет на зарубежных сайтах, платит подоходный налог в размере 13 %. И это не считая налогов, предусмотренных законодательством других стран. С появлением белорусских виртуальных игорных заведений игроки заплатят только 4 % и только при снятии денег с игрового счета. Если же деньги не снимаются с игрового счета, то подоходный налог не удерживается.

— Сколько налогов поступает от игорного бизнеса в бюджет страны?

— На 1 сентября 2017-го поступило 30 млн рублей налога на игорный бизнес и 21,6 млн руб­лей подоходного налога с выигрышей. За 2016 год казна получила 45,4 млн рублей налога на игорный бизнес и 31,9 млн рублей подоходного налога с выигрышей. Оба налога составляют 0,35-0,4 % от всех налоговых поступлений в бюджет. Это много. С учетом того, что в Беларуси всего 88 субъектов осуществляют деятельность в сфере игорного бизнеса.

Справка «МК»

В Минске сейчас 19 казино. Их количество увеличилось на 5,5 % по сравнению с 2016 годом. Также в столице работают 96 залов игровых автоматов (на 14,3 % меньше к соответствующему периоду прошлого года). Всего зарегистрированы 137 игровых столов, что на 18 единиц меньше, чем в 2016-м, и 4 375 игровых автоматов (на 777 единиц меньше). Для сравнения: в 2011 году в столице насчитывалось 6 658 игровых автоматов и 120 игровых столов. Букмекерских контор действует 168, они разместили в городе 181 кассу. За год число букмекерских контор уменьшилось на 15,2 %, а количество касс — на 36 единиц.