Образование

Век живи, век учись

Чем гордятся педагоги средней школы, которая 29 сентября отметит полувековой юбилей

Зоя Белоусова, директор:

«Сегодня у нас 500 учащихся. Это оптимальная чис­ленность, несмотря на то что школа рассчитана на 750. Здание ведь возводили в середине 1960-х, когда не предусматривались помещения под компьютерные классы, кабинеты социального педагога, психолога, пункт коррекционно-педагогической помощи.

Родители многих ребят тоже когда-то сидели за нашими партами, так что есть преемственность поколений. Они отдают предпочтение СШ № 108, хотя неподалеку расположена гимназия.

Приводя в школу уже своих детей, бывшие ученики отмечают, как она изменилась за прошедшие годы. Мы стараемся держать марку, и в этом помогают наши шефы — коллектив Минского электротехнического завода имени В. И. Козлова. К юбилею учебного заведения они выделили 10 000 рублей на приобретение мебели и техники. Управление образования администрации Партизанского района помогло обновить оснащение кабинета химии — там появились интерактивная доска, новые приборы, мебель.

В школе трудятся 50 педагогов. Средний возраст — ­40-50 лет. Мы не боимся брать молодых специалистов: у наших новобранцев горят глаза, они любят выбранную профессию, стараются, к ним тянутся ученики»

В трудовой книжке Зои Белоусовой всего одна запись места работы — СШ № 108. Она пришла в учебное заведение в 1980 году после окончания пединститута имени М. Горького и работает по сей день. Руководит школой с ­2003-го. Когда-то Зоя Петровна придумала вести школьную летопись. В огромной книге собраны фотографии разных лет. Запечатлены моменты строительства учебного заведения, самого первого звонка и других значимых событий.

Баскетбольные классы

О спортивных достижениях учеников СШ № 108 наслышаны многие. Здесь два специализированных баскетбольных класса — 5-й и 11-й. В них учатся представители сильного пола. Малыши называют их мальчишками с апельсинами (оранжевыми баскетбольными мячами) или ласково жирафиками, ведь выпускники все как на подбор — под 2 м ростом. Забавно выглядит, когда маленькие спортсмены ходят следом за большими, те для них кумиры.

— Тесно сотрудничаем с баскетбольным клубом «Цмокi», — говорит Зоя Петровна. — У нас состоится уже третий выпуск баскетболистов. В нынешнем учебном году набрали в специализированный класс еще и пятиклашек. Ученики-спортсмены ездят к нам со всего города.

Ребята могут похвастаться не только многочисленными кубками и грамотами, но и успехами в учебе. Их успеваемость пристально отслеживают классный руководитель и тренер: баскетболисты знают, что с плохими оценками дорога на зарубежные соревнования закрыта.

Мальчишки с гордостью рассказывают, что в их ­108-й школе учился Максим Володько — футболист, защитник клуба БАТЭ и сборной Беларуси, мастер спорта международного класса.

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение в школе осуществляется более 10 лет. В 2014 году пришли сразу пять первоклассников с диагнозом «аутизм».

— До этого у нас учился один такой ребенок, который к тому времени перешел во второй класс, — вспоминает учитель начальных классов Наталия Павленко. — Так как уже был опыт работы с особенными детками, управление образования решило, что мы должны продолжить начинание, и три года назад в школе открылись два класса полной интеграции, где помимо пяти ребят-аутистов учились четверо с тяжелыми нарушениями речи. Сегодня у нас 18 детей с особенностями развития, все они абсолютно разные и в учебе, и в поведении. Бывает сложно донести до них новый материал из-за трудностей восприятия: всегда нужна визуальная опора. Некоторые не любят шума, поэтому носят специальные наушники, выполняющие функцию берушей.

Перед началом учебного года ребята приходили знакомиться со школой, ведь очень важно, чтобы среда была им знакома. Они чис­лятся в обычных классах, вместе со всеми занимаются на уроках труда, музыки, рисования и физкультуры. На остальные предметы их забирает дефектолог. Обучение детей с аутизмом предполагает разграничение пространства, поэтому в некоторых классах для них предусмот­рена специальная мебель: столы разделены перегородками, чтобы ребенок и наставник могли уединиться. Есть даже сенсорная комната, созданная для того, чтобы ученик сбросил напряжение.

Учебную нагрузку дети-аутис­ты получают меньшую, чем их сверстники, объем заданий также другой: столько, сколько могут усвоить. Некоторых постоянно сопровождают воспитатели. К слову, с такими ребятами работают педагоги со специальной квалификацией, которые постоянно совершенствуют свои знания на семинарах и курсах.

— Ребята с аутизмом при помощи обычных сверстников лучше адаптируются в обществе, а те учатся помогать товарищам и понимать, что люди бывают разные, у каждого свои особенности, — отмечает Наталия Константиновна.

Экологические исследования

Чтобы обратить внимание на экологию той части столицы, где находится школа, учитель биологии Ирина Богино вместе со своими учениками представляла свой сайт главе администрации Партизанского района. По словам учительницы, ребята зачастую куда больше знают о зарубежных странах, чем о родном крае. Они не знакомы с окружающей природой, растениями, животными городской среды. Поэтому в 2011 году у Ирины Григорьевны родилась идея создать проект «Оценка экологического состояния территории Партизанского района». Школьники занимаются исследованиями в разных областях, изучают флору и фауну Слепянской водной системы, разрабатывают карты загрязнения воздуха и почвы, осматривают зеленые насаждения на предмет различных заболеваний, а о своих открытиях и опытах рассказывают на сайте ecoplus.by. В будущем планируют даже создать музей экологии Партизанского района.

Два года подряд ученики школы становились призерами городского конкурса экологичес­ких проектов на английском языке ECOS-2016 и ECOS-2017.

— Ирина Богино решила подать заявку на участие в этом конкурсе и обратилась ко мне за помощью в переводе научной работы на английский, — делится преподаватель английского языка Светлана Никифорова. — Первый раз нашу школу представляли ученики выпускного класса Александр Шантаревич и Владислав Никанович. Они рассказывали об исследованиях водных ресурсов столицы. Выполнить перевод было нелегко из-за специфической терминологии, а компьютерным программам-переводчикам я не доверяю. С ребятами много работали над фонетикой, построением предложений, эмоциональной составляющей и даже жестикуляцией. В итоге они заняли первое место.

В этом году грамоту конкурса «За лучшее представление результатов исследования ECOS-2017» получила 10-классница Юлия Белогурцева, которая представила свои исследования растительного мира в жилом районе Слепянка.

Известные выпускники

СШ № 108 выпустила много ребят, которые стали известными людьми. Например, киноактеры Владислав Канопка и Татьяна Калих.

— Несколько лет в нашей школе учился Дмитрий Иосифов, сыгравший главную роль в фильме «Приключения Буратино» и ставший успешным режиссером, сценаристом, — сообщает Зоя Белоусова. — Нина Баранова, его первая учительница, рассказывала, как в школу пришел режиссер «Беларусьфильма», проводивший кастинг на роль Буратино. Выбор пал на третьеклассника Диму.

Кроме того, мальчишки с гордостью рассказывают, что в их 108-й школе учился Максим Володько — футболист, защитник клуба ­БАТЭ и сборной Беларуси, мастер спорта международного класса. Несколько раз он приходил в школу, встречался с ребятами. Педагоги помнят его как скромного паренька, который все свободное время проводил на стадионе.