Культура и История

Забудьте всё, что вы знали о театре

Современный театр — это не только сцена и зрительный зал, но также искусство импровизации, философия бытия, монолог с самим собой, магия пластичности и умение избавляться от стереотипов. Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ», который стартует в Минске уже завтра, как раз об этом

Сразу 19 неоднозначных и ярких спектаклей из 8 стран покажут с 27 сентября по 16 октяб­ря в столице. «ТЕАРТ» на нескольких сценах соберет постановщиков из Латвии и Германии, Франции и России, Италии и Словении, Кыргызстана и, конечно, Беларуси.

В этом году фестиваль состоит из трех секций: международной, белорусской, а также образовательной — «Школы ТЕАРТа».

Проект Belarus Open собрал лучшие отечественные постановки за последние два года. В течение четырех дней публике представят 11 спектаклей из Минска и областей Беларуси.

Оправданная синергия

Наблюдается сближение театра с другими видами искусства — фотографией, кинематографом. Все это для того, чтобы публика делилась опытом, взаимодействовала творчески, а не замыкалась каждая в своей области по принципу «художники ходят на выставки, а актеры — на спектак­ли». Именно поэтому частью форума стала фотоэкспозиция Марии Боне Marionetta о закулисье театра кукол. Ее уже сейчас можно увидеть в галерее «Арт-Беларусь».

От бытовухи до тайн восточной цивилизации

Акцент форума не на традиционное, а скорее на экспериментальное творчество, основанное на художественном новаторстве. В числе жанров, например, плас­тико-хореографические спектак­ли, документальные постановки и даже галлюцинации в одном действии. Да, и перформансы тоже будут.

Темы, которые затрагивает нынешний «ТЕАРТ» в международной и белорусской программах, все, без исключения, актуальные.

Режиссеры говорят о замужестве и семейных ценностях, об офисной работе, сестринском долге и зарплатах. Их персонажи — обычные люди, такие же, скажем, как ваш сосед по лестничной площадке или бабушка, которой вы уступили место в автобусе.

В истории одного необыкновенного возвращения «Лондон» Елены Силутиной (Бобруйск) главный герой — сантехник ЖРЭУ Гена, который к 34 годам успел жениться, завести ребенка, развестись, отсидеть в тюрьме и бросить пить. Из этой же категории и постановка «Иванов» Тимофея Кулябина из Москвы. Это самый звездный и востребованный спектакль форума. Судите сами: в ролях — Евгений Миронов и Елизавета Бояр­ская, Чулпан Хаматова и Виктор Вержбицкий. История же поведает о современном герое Чехова, который страдает от кризиса среднего возраста и из-за тяжелой болезни жены.

Как наладить отношения с сыном-подростком? На этот вопрос спешит ответить Моника Добровлянска в спектакле «Это всё она» (Минск).

Рассуждают и о более сложном, почти метафизическом, сакральном, высшем: смерти и бытии в «Сестрах Макалузо» Эммы Данте (Италия), древних культурах и восточном фольклоре в постановке «Фреска. Картина на стене» Анжелена Прельжокажа, об умении жить настоящим в спектакле «Тень мысли нашей…» Нины Обуховой (Витебск).

Читайте также:  Утраченные иллюзии

Пройдут также знакомые и полюбившиеся многим «Чайка» Олега Жюгжды (Гродно) и «Дети Ванюшина» Виктории Луговой (Минск).

Режиссеры часто обращаются к переосмыслению классики, которая под их углом зрения подается остро, актуально. Так происходит в «Илиаде» Ернея Лоренци (Словения). Постановщик ориентируется на Гомера, но не пытается создать эпическое полотно. Он ограничивается 12 действующими лицами и, основываясь на звуке, делает повествование ритмичным.

Интересен и Михаил Лермонтов в кыргызской интерпретации — спектакле «Демон» Владимира Панкова. Языком современного танца, игрой пластики рассказана история Федора Достоевского «Кроткая» в одноименной постановке Елены Медяковой (Минск).

Но, пожалуй, один из самых смелых экспериментаторов — Хайнер Геббельс (Москва) со своим спектаклем «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой». Актер всего один, но звук, свет, пиротехнические эффекты — его полноправные партнеры на сцене. «Вспышки огня и фрагменты записных книжек великих мыслителей иллюстрируют внутренний мир ученого, путь его озарений и чаяний», — интригуют создатели постановки.

Вспомнят на форуме «ТЕАРТ» и Франциска Скорину в комедии «Карьера доктора Рауса» Алек­санд­ра Гарцуева (Минск). Автор позиционирует свою пьесу как исторически неточную, но насыщенную рассуждениями о человеке, опередившем свое время. О том, как одержимость личными идеями может изменить жизнь всего человечества.

Познать танец — познать самого себя

Драма на фестивале «ТЕАРТ» без труда сочетается с танцевальными номерами и пантомимой, перформансы вклиниваются в канву сюжетов. Разве что зрители не выходят на сцену, но для них есть «Школа «ТЕАРТа».

Там можно поговорить и о мифологии женской природы, и об образах античности, реконструи­ровать древнегреческий театр или просто научиться импровизировать в танце. Осознать возможности своего тела и разума. Научиться говорить с людьми языком жестов красиво и лаконично.

Например, Франческо Скаветта, танцовщик и хореограф из Норвегии, научит белорусов танцу, в основе которого — техника осво­бож­де­ния, контактная импровизация и китайское боевое искусство тайцзицюань.

В программе школы — открытые дискуссии театроведов и культурологов, историков и критиков, лекции о тенденциях и проблемах современного театрального искусства, встречи с режиссерами и мастер-классы от зарубежных хореографов.

Много расскажут и о белорусском театре — его настоящем и будущем, об интеграции в европейское искусство и культурной стратегии в условиях постсоветской реальности.