История Минска

Остается в памяти

На Минском тракторном заводе открылся новый музей истории предприятия

— Еще совсем недавно на этом месте находился комбинат бытового обслуживания, но для предприятия он был убыточен, — рассказал заместитель генерального директора по идео­логической работе, кадрам и соцразвитию МТЗ Андрей Сус­ленков. — Когда же стал развиваться и набирать популярность промышленный туризм, альтернативная дирекция обратилась к руководству с идеей создать собственный музей истории завода. Идея понравилась, в итоге примерно через три года у нас по­явилось место, где по крупицам собраны исторические факты минувших дней предприятия, которые многое расскажут совре­менникам. Значительная часть минчан с гордостью может сказать, что на этом заводе работали или работают их отцы и деды.

Основная часть помещения отдана собственно музею. Ремонт сделан минимальный, чтобы сохранить стилистику минувшей эпохи. На фотопостерах, которыми увешаны стены, — виды Минска времен начала строительства завода. Изначально на участке, где сейчас стоит тракторный, в 1940 году начали строить Минский авиазавод № 453. В музее хранится оригинал Приказа Народного комиссара авиационной промышленности СССР о решении строить завод. Малоизвестный факт: во время фашистской оккупации здесь ремонтировали немецкую авиатехнику. Отступая, захватчики разрушили более 60 % производства. В 1944 году в уцелевших цехах минчане смог­ли собрать больше сотни самолетов Як-9.

Под стеклом лежат оригиналы продовольственных карточек, датированные 1947 годом, которые выдавали заводчанам. Интересно, что трудовая книжка образца конца 40-х прошлого века не отличается от современной. А запись об увольнении проста и лаконична: «Самовольно оставил работу. Нач. отдела кадров Рюмцев».

Сохранились заявления о приеме на работу, написанные на немецких агитационных листовках.

Любопытна телеграмма, пришедшая из Москвы: со Сталинградского тракторного завода в Минск для строительства тракторного выехали 200 человек и 250 человек из Златоуста, которые вследствие задержки вагонов остались без питания и денег. Необходимо «выслать самолетом 60 тыс. рублей для выдачи прибывающим в Москву суточных. Положение серьезное».

Для тех, кто не любит рассмат­ривать фотографии, смонтирован ролик из исторической, в том числе любительской, кино- и видеохроники.

На заводе довольно продолжительное время выпускали гусеничные тракторы. Уменьшенная копия такого занимает один из пьедесталов музея. Только в 1953 году с конвейера сошел трактор МТЗ-2 на колесной базе. И это стало настоящим прорывом в белорусском машиностроении. Немного грустно смотреть на его игрушечную модель: лишенная минимальных удобств для тракториста, эта техника тем не менее принесла столько радости сельчанам.

Интересна история с миллионным трактором (1972 год). Его торжественно передали Герою Социалистического Труда На­дежде Куницкой, которая впоследствии отработала на нем 12 лет. В 2005 году, когда женщина уже была на пенсии, на заводе трактор отреставрировали и подарили дому ветеранов, где в то время проживала На­дежда Ивановна.

В музее выставлены и награды завода. Самая редкая — орден Полярной Звезды, которую в 1985 году МТЗ получил за заслуги перед Монголией.

Оригиналы орденов Ленина и Октябрьской революции также хранятся в музее и, честно говоря, вызвали некий внутренний трепет. Не за красивый фасад предприятие получило высшие государственные награды СССР. Сколько сил, здоровья и упорства было отдано тысячами тружеников, чтобы завод мог называться лучшим в огромной стране.

Открыта для просмотра и Книга почета, которой уже несколько десятилетий. В ней фотографии передовиков-тракторостроителей. Многие нынешние заводчане находят здесь имена и порт­реты своих родных.

— Кто не помнит истории, тот не имеет будущего, — сказал директор ОАО «МТЗ» Федор Домотенко и пообещал, что пополнение музея экспонатами будет непрерывным.