Образование

Играющий тренер

Зачем учителю йога, как сплотить коллектив наставников и найти общий язык с учениками, знает директор гимназии № 61 Ирина Левковец

— Многие близкие педагогов жалуются, что и дома те стараются все держать под конт­ролем.

— Не без этого (улыбается). Ничего не поделаешь, профессия накладывает отпечаток. Административная, хозяйственная, учебная составляющие — руководитель должен быть в курсе всего. По­этому, когда посетители ведут себя агрессивно (случается и такое), говорю: «Уважаемые родители! Я тоже мама. У меня двое детей. Стараюсь сделать все, чтобы в гимназии ваши сыновья и дочери чувствовали себя комфортно. Когда что-то делаю, всегда думаю: а захотели бы здесь учиться мои дети?»

— Знаю, что вы играющий тренер — преподаете историю…

— Да, причем только в пятых классах. Рассказывать о Древнем Риме или восстании в Спарте и видеть, как у ребят горят глаза, — бальзам на сердце. А если серьезно, оцениваю, какую подготовку дети получили в начальных классах, и, конечно, знакомлюсь с ребятами. Часто директор, к сожалению, знает только хороших или только плохих учащихся, а я — всех. И не только по именам. В курсе, у кого какие склонности и способности.

— Ирина Владимировна, не жалеете, что выбрали профессию педагога?

— Учителем мечтала стать с детства. Наперекор маме подала документы не в медицинский, как планировалось, а в педагогический вуз. Спасибо папе за поддерж­ку. Весь мой профессио­нальный путь связан с Московским районом. После окончания истфака (который также располагается в Московском) работала в 181-й школе, затем — заместителем директора в 39-й. Была 10 лет директором СШ № 101, в последнее время руковожу гимназией № 61. О том, что стала учителем, ни разу не пожалела. Хотела работать в школе — работаю.

— Насколько сегодня изменилась школа?

— Раньше в арсенале учителя были доска и мел, сейчас — компьютер и интерактивная доска. Не нужно тратить время, чтобы начертить схему или составить таблицу, достаточно вставить флешку — и материал на экране. Педагогу стало проще работать. В гимназии создана локальная сеть, есть Интернет, действует электронный дневник. С нынешнего года ввели карту учащегося.

К слову, с информационными технологиями столкнулась еще в 101-й школе. Когда только возглавила учреждение, в приемной стояла печатная машинка. Уходила — каждый класс оснастили компьютером, работали локальная сеть, Интернет. Как руководитель всегда стараюсь создать все условия, для того чтобы учителю было комфортно работать.

— Современные дети — материалисты. Тяжело их заинтересовать?

— На одном из выпускных вечеров спрашиваю у медалисток: «Девчонки, может, в педагогический?» А они в ответ: «Что вы! Как на такую зарплату прожить?» В 1990-е многие учителя уходили из школы, сейчас такого оттока не наблюдаю. В учреждения образования приходят и остаются работать молодые специалисты. Это яркие, творческие, талантливые педагоги. Чтобы заинтересовать учащихся своим предметом, наставник, как говорят подростки, должен быть в тренде, в курсе их интересов. Иметь представление, какую слушают музыку и какие смотрят фильмы, знать, чем увлекаются — в общем, держать руку на пульсе.

— Совсем скоро прозвучат поздравления с профессиональным праздником. Как отмечаете его?

— В гимназии есть традиция: накануне Дня учителя проводить день самоуправления. Вечером состоится праздничный концерт, также собираемся на экскурсию с коллегами. Совместные торжества, или, как сейчас говорят, корпоративы, получили общее одоб­рение в коллективе. Общение в неформальной обстановке сближает, нет необходимости держать директорскую дистанцию. У меня есть правило: делать для людей так, как для себя. Поэтому открыли в гимназии кружок анг­лийского языка и клуб йоги для учителей. Работа у нас сложная, эмоционально напряженная, нужно уметь расслабляться и избавляться от стрессов. Ну и, конечно, быть в хорошей форме.