Образование

Звонок на перемены

Министр образования Игорь Карпенко рассказал, какие изменения в образовательном процессе намечены на ближайшее будущее

О школьных экзаменах

— В сфере образования нас ждут определенные перемены, но они не будут настолько революционными, чтобы система могла пошатнуться. Если мы говорим о введении общеобразовательного теста по итогу общей средней школы, то должны понимать, для чего это делаем. В советское время если мы писали в школе сочинение, то, соответственно, знали, что при поступлении в вуз будем тоже писать сочинение. Сейчас все иначе: пишем изложение, а в итоге приходим и сдаем тест. По­этому и говорим о том, что необходимо эти формы привести в соответствие, чтобы была преемственность, а учащемуся — проще участвовать в конкурсе.

О гимназиях

— Выбор после 4-го класса гимназического направления — не осознанный выбор ребенка. Сегодня говорим о том, что он должен соприкасаться с определением будущей профессии. Но, окончив начальную школу, ученик в силу своего возраста еще не задумывается об этом. Наверное, выбор повышенного уровня обучения и, соответственно, будущего профессионального направления должен проходить в более старшем возрасте — после окончания базовой школы. Как это будет? С педагогами в том числе обсудим этот вопрос и примем соответствующие нормативные документы. В течение сентября мы дорабатывали с учетом мнения регионов те концептуальные подходы, которые наметили на республиканском педсовете. А в середине октября примем соответствующие решения: у нас появится дорожная карта, по которой будем развивать систему образования.

О педагогической науке

— Победителем конкурса «Учитель года Беларуси» может стать любой педагог, который готов показать свое мастерство и посоревноваться в открытой борьбе с коллегами. Но состязание проводится не для того, чтобы кто-то взошел на пьедестал, а кто-то остался в стороне. Это необходимо в первую очередь для осмысления опыта учителей, который у нас имеется. Глава государства на республиканском педсовете высказывал пожелания, чтобы преподавательское мастерство находило применение в педагогической науке. Например, чтобы учителя чаще защищали кандидатские диссертации. У нас есть такие примеры. Так, Валентина Гинчук сейчас работает заместителем директора Национального института образования. В свое время была учителем года. Это дало ей определенный толчок в осмыслении педагогического опыта. Сего­дня обучает учителей, занимается их переподготовкой и повышением квалификации, с ними вместе работает над учебниками и программами.

Экзамены после 11-го класса по форме и содержанию должны соответствовать вступительным экзаменам в вуз.