Образование

Лучшие – детям

Минские финалисты республиканского конкурса «Учитель года — 2017» рассказали о своем педагогическом опыте, который демонстрировали всей стране

Михаил Половцев, учитель немецкого языка СШ № 73:

— Каким должен быть стиль общения со школьниками? Только не авторитарным. Конечно, в любом случае учитель будет стоять на ступень выше. Таковы наши должностные обязанности. Но если мы хотим на занятиях смоделировать реальное общение, то авторитарным стилем этого не добьешься. Нужно в процессе коммуникации опуститься, условно говоря, до уровня учеников или же поднять их до своего, но это сложнее. Например, обсудить насущные для молодежи темы. Первая любовь, свидание… Почему бы и нет в 10-м классе. Подростки смущаются, и даже я немного смущаюсь вместе с ними (смеется. — Прим. авт.). Когда сам открываешься, тогда и дети открываются. Становитесь с ними друзьями. В последнее время уделяю большое внимание оценочной деятельности учащихся на уроке. Привыкли, что педагог ставит отметки, но ребенок зачастую не понимает, за что та или иная оценка. На уроке стараюсь, чтобы воспитанник самостоятельно смог оценить результат своей работы. Ведь сейчас мы говорим о том, что школьник является полноценным участником образовательного процесса. Я постарался обоб­щить опыт предшествующих поколений, изучил современную литературу, посвященную приемам формирования у детей способности к самооценке. Мы вместе ставим цель и выясняем, достигли ли ее к концу занятия ученики. Это сложный процесс. В большинстве случаев отметки педагога и ребенка не совпадают. И что интересно, дети зачастую себя недооценивают. Допустил ошибку — в два раза занижает отметку! А на самом деле, если ученик будет четко понимать, из чего складывается итоговый результат, то сможет, доработав по недостающим позициям, прийти к успеху. Мы формируем у ребят самостоятельность, которая в современной педагогике называется учебной автономией.

Фотофакт

В финале конкурса «Учитель года Беларуси» участвовали 56 лучших педагогов из всех регионов республики. Они отмечены грамотами Министерства образования. Победителям предметных номинаций — а их 8 человек — министр образования Игорь Карпенко вручил значок «Отличник образования». Среди на­граж­ден­ных — учитель музыки и вокала столичной СШ № 53 Ольга Махитко. Талант­ливый педагог стала лучшей в своей номинации.

Ирина Фунтикова, воспитатель яслей-сада № 84:

— Участие в конкурсах профмастерства — непростое испытание. Например, одно из заданий — занятие в незнакомой аудитории. Его тему узнаешь в 16:00, а проводишь на следующее утро! Есть лишь ночь, чтобы разработать концепцию урока. Здесь выручают знания и опыт. Я работаю с дошкольниками. Малыши воспринимают незнакомого воспитателя настороженно. Перед конкурсным испытанием у меня было 10 минут на знакомство с детьми. За это время нужно успеть их заинтересовать, настроить на работу. В моем арсенале для этих целей есть игра «Прятки». Мы не просто прячемся, а прячем части тела или лица, например, уши, нос… Ребятам весело, они раскрепощаются. И через 3 минуты готовы идти с незнакомой тетей туда, куда она поведет! И все занятие должно быть насыщено игрой, иначе потеряю их внимание. Если малыши, с которыми работаю впервые, спрашивают: «А вы еще к нам придете?» — значит, урок удался. Приятно это слышать, особенно когда провожу занятие на белорусском языке. Как правило, половина детей с большим трудом его понимают. Поработать с малышами на матулiнай мове было моим осознанным выбором на конкурсе. Я демонстрировала опыт приобщения детей к родному языку, формирования интереса путем использования авторских пособий. В них — подборка белорусских народных сказок. Процесс обучения должен быть наглядным, а при общении важно использовать слова, которые схоже звучат на белорусском и русском языках. Сегодня в учреждениях дошкольного образования, если это не специальные группы, роднай мове отводится один день в неделю, когда все общение ведется на белорусском. Поэтому у детей зачастую бывают сложности даже с произношением. Мы, педагоги, ищем пути и средства для решения таких проблем.

В финале конкурса «Учитель года —2017», который состоялся на минувшей неделе, победила Светлана Румянцева — педагог из Новополоцка. Преподает белорусский язык и литературу, представляет педагогическую династию.