На все четыре стороны

Музей в свете рампы

Музей Белорусского государственного молодежного театра

Театральное искусство — словно жизнь над жизнью. С одной стороны — сближаешься с высоким, с другой — видишь окружающий мир, да и самого себя со стороны. Именно это меня и привлекает в искусстве Мельпомены. Некогда я даже работала в одном из столичных театров. Сменив профессиональную стезю, не забыла о своем пристрастии: и сейчас частенько посещаю различные постановки. Бывает, один спектакль смот­рю несколько раз. Это помогает вникнуть в смысл, заложенный драматургом в пьесу, изучить игру актеров. Особенно мне нравится Белорусский государственный молодежный театр. Здесь можно увидеть как традиционный спектакль, актуальный во все века, так и не­обычную трактовку произведений классических драматургов, осовремененную и яркую. ­Игра актеров захватывает и не позволяет оторвать взгляд от сцены, а грим, реквизит и костюмы поражают воображение.

Но не только постановки заставляют меня возвращаться сюда снова и снова. Спускаясь по лестнице в холл, можно заметить непримечательное, но значимое помещение — это музей истории Молодежного теат­ра. Заходишь сюда и чувствуешь незримую принадлежность к искусству в свете рампы. Здесь я листаю страницы истории теат­ра, хоть молодого, но уже добившегося многих успехов. Стены увешаны фотографиями теат­ра разных эпох: они ­переносят к первоисточникам и возвращают в современность. Вместе с театральными работниками радуюсь наградам и благодарностям, украшающим стены музея, их количество впечатляет. Экспозиция рассказывает и об участии театра в многочисленных фестивалях и форумах — «Балтийский дом», «ТЕАРТ», «М.@rt.контакт» и других.

Как и я, посетители музея подол­гу задерживаются у реквизита и костюмов, представленных здесь. Большущая рыба из сказки игриво улыбается, зазывая детишек на представление. Красуются необычные музыкальные инструменты, на которых невозможно сыграть, зато они незаменимый атрибут спектакля «Оркестр». Останавливаюсь у сценического костюма народного артиста Сергея Журавля, вспоминая, как некогда, не раз пересматривая спектакль, восхищалась его игрой. Здесь же неподалеку эскизы театральных нарядов, выполненных художником по костюмам Викторией Тя-Сен. Смот­ришь и поражаешься технике исполнения, таланту мастера, ее умению воплотить эскиз.

Нашлось в музее место и для афиш разных лет, ярких и привлекательных. К сожалению, на многие из спек­так­лей попасть уже нельзя, но вместе с тем они сохранились в вещах, фотографиях, размещенных здесь же. Молодежный ­театр начинается не с вешалки, а с музея. Очень радостно от того, что благодаря этому уголку можно соприкоснуться с духом творческого коллектива и почувствовать себя непосредственным участником его жизни.