От первого лица

Центр притяжения

О 20-летнем юбилее государственного учреждения «Дворец Республики» Управления делами Президента Республики Беларусь, об успехах Президентского оркестра и о будущем музыкальной индустрии рассказал руководитель дворца Петр Волков

— Петр Андреевич, давайте вместе вспомним становление главной концертной площадки страны, ведь вы трудитесь здесь со дня открытия и изнутри наблюдали развитие крупнейшего культурного и делового центра страны. Путь оказался непростым?

— 3 октября 1997 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал распоряжение о создании дирекции Дворца Рес­публики. Так появилась эксплуатирующая организация. Помню, как мы подняли сразу ряд вопросов по качеству проекта. Оказалось, что многие технологические системы были, мягко говоря, несовершенны. «Звук» для зала собирались привезти из Узбекистана, с предприятия, которое уже закрылось. Ведь документы готовились еще в Советском Союзе. Исправив такие огрехи на бумаге, решили до­страи­вать дворец поэтапно. В течение четырех следующих лет появился Малый зал, место для торжественных мероприятий, а открытие Большого зала, с самым современным на тот момент звуком и светом, состоялось только в ноябре 2001-го. Тогда был подписан госакт приемки объекта. За прошедшее с тех пор время мы уже два раза поменяли всю аппаратуру, автоматику и электронику.

Кроме того, когда дворец ввели в эксплуатацию, мы столкнулись с большой кредиторской задолженностью, нечем было платить за свет, коммуналку. Стали думать, как заработать. Как тогда, так и сейчас один из основных наших источников дохода — проведение концертов собственными силами. Да, вначале были ошибки, где-то действовали по наитию, но сего­дня мы стали крупным игроком на этом рынке, с нами считаются. Чего стоит приезд группы «Рамштайн», выступавшей в «Минск-Арене». Это было очень сложно, но результат превзошел все ожидания. Благодаря проведению таких шоу мы сейчас никому не должны и можем назвать себя финансово устойчивым предприятием с хорошей заработной платой и низкой текучкой в коллективе.

Для себя считаю важным событием создание на базе Дворца Респуб­лики Президентского оркестра в 2002 году. Мне приятно, что именно у нас образовался самый профессиональный коллектив в стране. Подтверждение тому — совместные и сольные проекты оркестра.

— Президентский оркестр — ваша гордость или…

— Во-первых, Президентский оркестр заточен под обеспечение государственных протокольных мероприятий с участием глав правительств и государств. Соглашусь, что оркестр как ребенок, которого сначала надо вырастить, а потом уже получать дивиденды (улыбается). Спустя 15 лет после создания могу сказать, что у нас сейчас наметились хорошие перспективы. Минувший год стал для коллектива почти самоокупаемым. Здорово, что наш оркестр без административного ресурса собирает полные залы на своих шоу «Симфоническое кино», «Дым над водой» и многих других. Также коллектив приглашают в другие города, а Мингорисполком взял его на Дни Минска в Сербию и Россию. Любят наш оркестр и байкеры, и жители Минска, которые слушали выступление коллектива на Немиге в честь 950-летия столицы.

— Многие думают, что Дворец Республики — это исключительно концерты и шоу. Какие еще виды деятельности входят в перечень услуг?

— Основная функция дворца — обеспечение протокольных мероприятий различного уровня как в наших стенах, так и на других площадках, таких как «Славянский базар», «Дажынкi» в разных городах и других. К внебюджетной деятельности, как я уже сказал, относится проведение концертно-гастрольных мероприятий. Сдаем оборудование в аренду, на нашей базе работают несколько точек общественного питания. Год назад в фойе Малого зала открылся караоке-бар, который пользуется популярностью. Поэтому сейчас делаем ремонт в бывшем клубе «Центр», чтобы расширить эту сферу деятельности. Надеюсь, к Новому году примем там первых гостей.

— Раньше дворец славился приглашением звезд класса А, я так понимаю, в сотрудничестве с другими промоутерами. Почему этого больше не происходит?

Читайте также:  Муза для вуза

— Мы видим, что у людей больше денег не стало, но билет на шоу не подешевел. Гонорар хорошего западного и российского музыканта высокий. При этом с артистами, учитывая потепление отношений с тем же Западом, работать стало проще. Однако всё упирается в покупательную способность зрителей.

— Как, к слову, обстоят дела на музыкальном рынке Беларуси? Вы готовы поставить диагноз индустрии?

— Оценивая рынок Беларуси, вижу, что он несистемный. Каждый год появляются новые игроки, заскакивают воротилы, проводят по два концерта и пропадают. Могут и деньги не вернуть. Мой совет всем: при покупке билета на концерт в первую очередь смотрите, кто организатор. По крайней мере, во Дворце Республики можете быть уверены — мы с таким большим зданием никуда не убежим (улыбается). Есть еще три промоу­тера в Беларуси, которые точно не подведут публику.

— Шоу и концертов, как и площадок, стало очень много. У людей нет столько денег, а глаза разбегаются. Как привлекаете зрителей?

— Для того чтобы провести хорошее мероприятие, нужен целый набор условий. В первую очередь сам артист, который должен выступать вживую. Добавляем хороший звук в зале, оформление сцены и приятный микроклимат. Вокруг должно быть чисто, бармены и гардеробщики обязаны улыбаться гостям. Ну и, конечно, место дворца в самом центре Минска располагает. Также важны отзывы после мероприятия, чтобы новые зрители узнали, что у нас хорошо.

— Дворец создавался в первую очередь как государственное учреждение. Как сказалось на нем строительство Дворца Независимости?

— Произошло разделение обязанностей. Например, церемония вручения верительных грамот проходит там в специальном зале, которого у нас нет. При этом масштабные события, такие как Всебелорусское собрание или Президентская елка, проходят у нас.

— Часто ли приходится отказывать белорусским артистам, понимая, что при всем желании они не смогут собрать 3 тысячи зрителей?

— Без административного ресурса или прямой продажи билетов на предприятиях сцена Дворца Республики для отечественных артистов неподъемна. Но мы идем на компромиссы. Например, работаем вместе на кассу. Поясню: когда проводим концерт, учитываем все наши издержки и делим прибыль с артистом, если она есть. На днях как раз обсуж­дал с коллективом «Белые росы» из Гродно возможность такого сотрудничества. А вообще приятно работать с Искуи Абалян, Алексеем Хлестовым, с аншлагом проходят концерты коллективов «Хорошки» и «Бяседа».

— Есть ощущение, что становление Дворца Республики как одного из главных символов страны стало для вас делом жизни… Если бы можно было вернуть время назад, возглавили бы снова это учреждение?

— Просто был бы еще более принципиальным при приемке дворца после завершения строительства. Помню, как вручил всем сотрудникам общие тетради и отправил по новому комплексу в поисках недочетов. Тогда строители доработали не всё, поэтому пришлось некоторые вещи доделывать за них. Хорошо, что сегодня всё работает как часы.

— На ваш взгляд, спустя 20 лет Дворец Республики все еще держит марку лучшей сцены Беларуси?

— Да, и задача — двигаться дальше. Для этого следует не останавливаться с модернизацией, работать с публикой и, конечно, с самим коллективом. У нас есть правило: каким бы уставшим или раздраженным ни пришел к нам человек, после концерта он должен уйти в хорошем настроении, а лучше — с улыбкой на лице. Поэтому мне всегда приятно читать отзывы, где наши гости пишут благодарности гардеробщикам, барменам, администраторам. Значит, эти зрители к нам вернутся. Это дорогого стоит.