Образование

Печать времени

Во Дворце детей и молодежи открылась лаборатория инновационных технологий. Сюда дети и взрослые могут прийти с идеей, а выйти отсюда — с готовым изделием, созданным на 3D-принтере или 3D-фрезере.

В одном месте и в открытом доступе — современное технологичное оборудование. Аналогов лаборатории в столице пока нет. Ею заведует Вячеслав Николаевич Винцек. Сам проработал во дворце 20 лет — учил детей создавать модели авто. Говорит, сбылась его давняя мечта. И не только его. Открытия лаборатории с таким набором станков ждали и школьники, увлеченные техническим творчеством.

— Автомоделирование — его классический вид. Своими руками создаем машины, участвуем с ними в соревнованиях. Это кропотливый труд — на изготовление модели уходили не недели, а месяцы и даже годы. Зависело от фантазии ребенка. Детали, между прочим, вырезали вручную, — вспоминает Вячеслав Николаевич.

Подрастающее поколение не­охот­но берет в руки лобзик. Детям гораздо интереснее работать с компьютерной программой, которая в чертежах и картинках воплотит немыслимые идеи, невероятного дизайна и возможностей автомобиль, или робота мечты.

В просторном помещении лаборатории по периметру расставлены массивные станки. Некоторые со встроенным компьютером. Заведующий уверяет: здесь могут заниматься дети с 6 лет! Как раз для таких малышей сегодня проводят экскурсию. Они в восторге от техники. Называют ее крутыми машинами.

Первым делом заведующий лабораторией знакомит ребят со станком для лазерной резки и гравировки. Помещает в него лист фанеры, сверху устанавливает головку лазера. Когда красная светящаяся точка начинает выделывать кренделя, выжигая заданный рисунок, дети замолкают. Деталь рождается мгновенно.

— А железо режет? — интересуются мальчишки.

— Для изготовления моделей используем стеклотекстолит — современный материал, по прочности равный металлу, — отвечает Вячеслав Николаевич и предлагает ребятам перейти к следующему высокотехнологичному устройству — 3D-фрезеру.

 — Японская сборка. Дорогой. Работает только на пáру с компьютером. В Минске такой есть разве что в Академии наук, — заведующий знакомит детей со станком, бережно поглаживая ладонью, будто это живой организм.

Этот фрезер способен выпилить любую объемную деталь или фигуру. Шпендель — металлический вращающийся резец — маленький, но мощный и работящий. За считанные секунды справляется с гипсом, деревом. Да что там! С легкими металлами — на раз-два.

— Зачем нужен? Изготавливать матрицы для моделей. То есть болванки, которые служат для создания кузова автомоделей, — удовлетворяет любопытство малышей заведующий.

А эту работу в свою очередь любезно поручают вакуумно-формовочной установке. Она ютится в углу лаборатории. В завершение детворе презентуют 3D-принтер.

— Скоро он станет настольной домашней техникой! Космонавты уже не берут в полет запчасти к отдельным устройствам. Распечатывают на 3D-принтере новую деталь, если что-то сломалось, — говорит Вячеслав Николаевич.

В лаборатории занимаются ребята, которые посещают кружки технического творчества. Кроме того, она работает по принципу fab lab — мастерской, в которую могут прийти и стар и млад, чтобы сделать на оборудовании необходимую деталь. В субботу вечером, например, здесь собираются студенты БНТУ, одаренные ребята, ученые, которые работают над собственными проектами.