Минчанин года

Олег Быцко: «Держим руку на пульсе»

Белорусское машиностроение всегда славилось конструкторами. Один из них — директор УП «Научно-производственный технический центр «Белкоммунмаш», главный конструктор Олег Быцко удостоен звания «Минчанин года» в области транспорта и связи

 — Олег Витальевич, ровно 20 лет, как вы трудитесь в структуре «Белкоммунмаша». Прошли все ступени: от рядового конструктора до руководителя. Какой период был для вас самым плодотворным и насыщенным?

 — Каждый по-своему примечателен. Когда устроился на работу в 1997 году рядовым конструктором, разрабатывали новую модель троллейбуса. Это был первый в Беларуси и на постсоветском пространстве низкопольный троллейбус с асинхронным двигателем. Затем занялись производством трамваев для замены тогда еще эксплуатируемой техники из Латвии и России. Сконструировали трехсекционный вагон, который имел ряд инновационных решений. В общем, постоянно находились в поиске более совершенного, и руководство предприятия всегда поддерживало нас и активно стимулировало к созданию новой техники.

— Звание «Минчанин года» весьма почетное. Что думаете об этом достижении?

— Прежде всего это заслуга всего коллектива. Один в поле не воин. Можно что-то изобретать, но для внедрения в производство, а тем более для реализации на экспорт нужна команда единомышленников, в которой каждый квалифицированно и ответственно выполняет свою работу. Многое зависит от руководства. Поэтому хотел бы особо поблагодарить генерального директора «Белкоммунмаша» Владимира Михайловича Короля. Его прозорливость и настойчивость помогли осуществить, по сути, революционную для отечественного машиностроения разработку электробуса. Уже 20 машин поставлены «Минсктрансу», и многие жители, гости столицы сами смогли убедиться в очевидных преимуществах этого нового вида транспорта.

— Что, на ваш взгляд, позволяет «Белкоммунмашу» оставаться эффективным пред­прия­тием?

— Секрет прост: выпускаем продукцию, которая пользуется спросом — транспортные средства на электротяге. Во всем мире сегодня это тренд: переход от двигателя внутреннего сгорания на электродвигатель. Первый троллейбус с автономным ходом мы создали еще 10 лет назад. Но, к сожалению, уровень батареи тогда позволял проехать на одной зарядке всего 3 км зимой и около 7 км летом. Причем масса оборудования достигала 2 т, что не могло не сказаться на пассажировместимости, сроке службы и других эксплуатационных характеристиках. Сейчас вы­пус­кают более энергоемкие, на­деж­ные и долговечные батареи. Держим руку на пульсе, сотрудничаем с Китаем — используем батареи этой страны. В перспективе их начнут выпускать и в Беларуси, в индустриальном парке «Великий камень». В пользу дальнейшего развития именно этого транспортного направления говорит и то, что в стране возводят атомную электростанцию.

— Каковы сегодня география потребителей вашей продукции и перспективы расширения поставок?

— Нашу технику приобретают около 15 стран, но большая часть расходится на постсоветском пространстве — в России, Украине, Молдове. Это обусловлено рядом причин, в том числе тем, что, к примеру, троллейбус не получил широкого распространения в Европе, Азии. А по выпуску трамваев в Старом Свете весьма жесткая конкуренция среди собственных производителей. Сейчас мы рассчитываем на южно­аме­ри­кан­ский рынок, где пришло время обновления этой техники. В специфическом азиатском регионе сильны позиции китайских предприятий. Но с выпуском электробусов, внедрение которых требует значительно меньше затрат на создание инфраструктуры, чем троллейбусы и трамваи, у нас появился шанс войти на этот рынок. Уже подписан контракт с Ираном на опытную эксплуатацию электробуса.

Читайте также:  Древо познания

— Каких принципов придерживаетесь в работе, какие деловые качества подчиненных импонируют больше всего?

— Чтобы решать актуальные задачи, нужна системность. Если ее нет, часть времени уходит впус­тую. А главное, чтобы людям приносил удовольствие их труд. Определяющим был и остается принцип «живем не для работы, а трудимся, чтобы жить». Если человек приносит пользу пред­прия­тию, он должен быть мотивирован, получать достойную зарплату. Поэтому особо ценю в сотрудниках уровень квалификации, а также творческий подход в решении различных задач.

— Профессия конструктора предполагает обширные познания по многим направлениям…

— Основное в моей специализации — способность и желание постоянно развиваться, самосовершенствоваться. По образованию я инженер-механик, учился на кафедре гидропневмоавтоматики БНТУ. Получил красный дип­лом. Занимаюсь транспортом, где первооснова — электричество. Сейчас меня интересует всё, что связано с накопителями электро­энергии, чтобы правильно выбрать тот или иной тип для определенных условий. Потому что при эксплуатации каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны. Ведь с нас как с производителя конечного продукта потом спросят не только за качество, но и за срок службы.

— Можно предположить, что ваш рабочий день не ограничивается 8 часами…

— Он не нормирован. Как и любой руководитель, тружусь столько, сколько потребуется. Просыпаюсь в 6 утра и сразу погружаюсь в мысли о работе. Спать, как правило, ложусь в 23:00 и позже. Конечно, хотелось бы больше внимания уделять супруге Наталье, 9-летнему сыну Максиму и 15-летней дочери Юле. Надеюсь, они на меня не в обиде. Благо жена про­фес­сио­наль­ный педагог и воспитатель. Она преподает в начальных классах в СШ № 12. Основные домашние нагрузки тоже на ее плечах.

— Но в выходные дни интересы и увлечения членов семьи, наверное, пересекаются в какой-нибудь точке?

— Чаще всего на даче, в Дзержинском районе. Почти все постройки возвел своими руками. Детвора больше помогает маме по хозяйству, на огороде, косит газон. У Максима, как и у меня, пред­рас­по­ло­жен­ность к технике, машинам, конструированию. У Юли — к химии и биологии.

— Что думаете о своем авто? Внесли бы в него какие-нибудь изменения как конструктор? Как относитесь к скорости?

— У меня «Ауди А6». Комфортная и удобная во всех смыслах машина, потому что сделана профессионалами своего дела, и вносить в ее конструкцию изменения могут только они. Считаю, что скорость передвижения должна быть такой, чтобы вовремя добраться из точки А в точку Б. Если опаздываешь, лучше не торопиться, чтобы потом не сожалеть. Но я бы не сказал, что на 100 % являюсь приверженцем поговорки: «Тише едешь — дальше будешь».