Образование

И был день шестой

Чем занимаются дети в СШ № 217 в субботу

Минские школьники официально перестали учиться по субботам почти 10 лет назад: шестидневку отменили в 2008 году. Но в недельном расписании детей этот день все равно заполнен. Педагоги стали проводить культурно-массовые и спортивные мероприятия. Сегодня во многих школах по субботам для старшеклассников организуют факультативы. Дети посещают профессиональные лицеи и колледжи, чтобы познакомиться с разнообразием специальностей. А еще раз в два года в Беларуси проводят конкурс проектов на лучшую организацию шестого школьного дня. Итоги очередного как раз подведут в конце ­2017-го. От столицы на республиканский этап выбрали три оригинальных проекта. Один из них, например, реа­лизуют в СШ № 217. Туда и направился наш кор­рес­пон­дент, чтобы выяснить, как проходит суббота в обычной минской школе.

10:00. В школьной библиотеке не соблюдали тишину

Суббота едва ли единственный день в неделю, когда детям в самом тихом уголке школы — библиотеке — разрешают бурные дискуссии. Сегодня, например, у третьеклассников викторина на знание сказок. Пришли всем классом. Разделились на две команды: мальчики против девочек.

— Я очень хотел сюда попасть, — рассказывает маленький Юсеф Абу Ржейли. — Могу отвечать на вопросы и помогать своей команде. С друзьями играю и общаюсь.

Библиотекарь Татьяна Сармулейно подготовила для ребят вопросы по русским и белорусским народным сказкам.

— Дети активно участвуют в литературных путешествиях, они очень начитанные. Казалось бы, 3-й класс, а как много знают! Приходят в библиотеку по будням за рассказами Чуковского и Маршака. Из современных авторов любят Владимира Короткевича и Алеся Якимовича: этих авторов читают на белорусском языке и прекрасно его понимают, — радуется успехам воспитанников Татьяна Александровна.

В библиотеке, к слову, помимо детской классики — несколько стеллажей страшилок и детективов. Но к ним младшеклассники обращаются редко. Татьяна Сармулейно говорит, что литературный вкус нужно формировать с раннего возраста, поэтому рекомендует юным читателям только проверенные временем издания.

По субботам библиотека работает до 14:00.

— Дети приходят сюда, чтобы становиться умнее, — констатирует маленький Юсеф. Он поделился секретом — обожает читать энциклопедии. Поэтому с ходу рассказал, как готовить хумус, и перечислил некоторых представителей флоры Беларуси.

После викторины дети получают подарок — журнал «Юный спасатель», а также заряд положительных эмоций.

— Ребята не сидят дома в телефонах, а проводят время в живом общении со сверстниками, — положительно отнеслась к субботним мероприятиям мама Юсефа Анжелика.

11:00. В актовом зале подавали блины с красной рыбой и вареных раков

Здесь аншлаг. Проходит самый любимый семейный конкурс «Ресторатор». 10 команд — учащиеся 5-7-х классов — согласно жеребьевке представляют одну из кухонь мира. Соответствующим образом оформ­ляют столы, разрабатывают меню и презентуют национальные блюда. Команды подготовились к конкурсу основательно: от разнообразия яств разбегались глаза. Здесь были вареные раки, стейк, блины с красной рыбой, суши и прочие угощения.

Первыми выступают учащиеся 5 «А». Представляют русскую кухню. На девочках — красивые кокошники и передники, на мальчиках — рубахи с орнаментом. Ребята волнуются, перед выходом на сцену ищут взглядом родителей в зрительном зале. Вот и ответные улыбки мам и пап. Вдох-выдох — пошли!

Под звуки балалайки и цимбал бодро читают стихо­тво­ре­ния про живительную силу русского кваса, рассказывают о коломенской пастиле и разнообразных начинках к блинам. Хотя что тут говорить, все и так видно: на столе, сервированном деревянной посудой с ручной росписью, — целая гора золотистых блинов. Есть и со сгущенкой, и с красной рыбой.

После выступления спрашиваю у ребят рецепт.

— К конкурсу готовились долго, много репетировали, оставались пос­ле уроков, — рассказывают участники.

А справиться с кулинарными шедеврами помогли родители и классный руководитель. Первые запекали яблочки с медом, а педагог подготовил стопку блинов.

10:30. В автогородке наводили порядок

Во дворе школы тем временем кипит работа. На площадке, которую именуют автогородком, ученики 10 «А» сгребают опавшую листву. Этот объект стратегически важен для школы: на нем проходят занятия по обучению Правилам дорожного движения. Сам автогородок, к слову, — уменьшенная копия жилого района Сухарево.

— Дома сидеть скучно, вот приведем в порядок площадку и пойдем с друзьями гулять, — говорит десятиклассник Федор Лицкевич, ловко сгребая опавшие листья.

Школьник рассказал, что в будущем планирует поступать в БГУИР на специальность «Автоматизированные системы обработки информации». Знания для этого нужны основательные, поэтому по субботам парень часто приходит в школу на факультативы.

— Иногда просто подхожу к учителю, если не понимаю какую-нибудь тему, и мы дополнительно занимаемся. В шестой школьный день проходит много спортивных мероприятий. Но я больше предпочитаю интеллектуальные занятия, — сказал Федор.

Пока беседуем со школьником, появляется заместитель директора по воспитательной работе СШ № 217 Сергей Алашеев. Приглашает нас пройти в актовый зал. С минуты на минуту там должно начаться фееричное шоу.

12:30. В музее «Безопасность дорожного движения» показывали новые экспонаты

Эта экспозиция единственная в Беларуси. В ее создании принимали участие представители ГАИ. А в нынешнем году музей пополнился новыми экспонатами, которые рассказывают о развитии байкерского движения в стране. Например, появился отреставрированный мотоцикл «ИЖ». Байкеры из мотоклуба Ironpride подарили косуху — кожаную куртку с шевронами, которые нашивали после каждого участия в масштабном мотофестивале начиная со дня создания клуба.

В 217-й, к слову, работает Центр безопасности дорожного движения и автоматизированный автогородок. А в этом году появился клуб шестого школьного дня «Семейная академия дорожной безопасности». Здесь по принципу «равный обучает равного» занимаются не только дети, но и их мамы и папы. Автор проекта педагог-организатор Эдуард Санкевич.

— Сегодня в школу надо привлекать больше молодых, креативных педагогов, — считает Сергей Алашеев. — В начале учебного года мы проводим анкетирование среди школьников и родителей, какие направления в работе шестого школьного дня им более интересны. Стараемся вовлекать в мероприятия всю семью. Мамы и папы стали массово приходить в школу по субботам. Многие обращаются за консультацией к учителям предметникам. Считаю, это эффективная форма взаимодействия семьи и школы.