Партизанский район

У лукоморья дуб зеленый…

Как донести до слабослышащих детей литературные образы, и для чего педагогу нужна яркая губная помада

Об этом знает учитель русского языка и литературы Специальной общеобразовательной школы-интерната № 13 для детей с нарушением слуха Юлия Недашковская.

— В феврале 2018 года будет 15 лет, как я работаю с детьми с нарушением слуха, — рассказывает она. — А в этой школе — уже 14 лет, можно сказать, всю свою трудовую жизнь. Мое первое образование — логопедия и практическая психология. Но позже я поняла, что мне ближе сурдопедагогика, поэтому окончила вуз по этой специальности. Затем поступила на отделение русского языка и литературы и параллельно получила третье высшее образование — преподаватель и переводчик жестового языка. Так что я дипломированный спе­циа­лист в этой области. Владею различными средствами коммуникации с детьми с нарушением слуха.

Работать с неслышащими ребятами Юлия не боялась, поскольку ее мама, тоже филолог по образованию, трудилась в 13-й

школе-интернате 46 лет. Бабушек-дедушек рядом не было, и учительница русского языка час­тень­ко приводила дочь к себе на работу, где та при­вык­ла к общению с глухими. Хотя преподавать гуманитарные предметы слабослышащим — задача не их легких, признается Юлия Викторовна.

— Предметы, где есть правила и законы, которые можно отразить в таблицах, схемах и алгоритмах, донести до наших воспитанников, наверное, проще, — делится своими наб­лю­де­ния­ми учитель. — А литература — очень абстрактный творческий предмет, в котором преобладает наглядно-образное мышление. Нашим детям это воспринимать сложно. Как, например, разъяснить им с помощью жестов знаменитые пушкинские строки «У лукоморья дуб зеленый»? Что такое лукоморье? Педагогу нужно подобрать иллюстрацию, рассказать какую-то предысто­рию. Поэтому на язык и литературу у нас отведено больше часов, чем в обычной школе. Чтобы добиться результата, я использую максимум наглядных пособий: иллюстраций, таблиц, видеороликов. Ищу фильмы с субтитрами, снятые по литературным произведениям, для закрепления пройденного материала. То есть мы прочитали произведение, проговорили, написали и перевели на жесты необходимый словарь. А как итог — смотрим фильм и обсуждаем его. Ничего, если сюжет отличается от книги, можно задать детям вопрос: в чем заключаются эти отличия, где режиссер поддержал автора, а в чем реализовал собственные замыслы? Это очень интересно даже с точки зрения анализа литературного произведения. Дети постарше уже знают, что я могу это спросить, и в фильмах подобные места замечают сразу.

— Вы объясняетесь с детьми исключительно с помощью жестов? Или чтение по губам все же не выдумка писателей детективов, а реальность?

— Думаю, что 90 % наших ребят могут делать это. Но тут нужны определенные условия: хорошее освещение, заметные губы. Модный «натуральный» макияж учительницам нашей школы не подходит — помада должна быть яркой. Кроме того, необходимы очень четкая артикуляция, несколько замедленный темп речи. И, конечно же, при таком разговоре мы смот­рим прямо в лицо собеседнику. Если повернуться вполоборота, прочитать речь по губам будет невозможно. Впрочем, объясняться можно разными способами. Иногда доходит до пантомимы. Как еще понять, каким образом мальчик, герой рассказа Пришвина «Кладовая солнца», выбрался из болота с помощью собаки? Пришлось разыграть целый спектакль! Средством коммуникации может служить даже деревянный пол. Представьте, что в классе десять человек пишут, склонившись над тетрадками, и не смотрят в это время на учителя. Как их позовешь? Нужно постучать по полу или по столу, чтобы с помощью вибрации обратить на себя внимание.

Специальная общеобразовательная школа-интернат № 13 для детей с нарушением слуха основана 30 декабря 1963 года. В нынешнем учебном году в 14 классах-комплектах здесь учатся 117 ребят.