Актуальный разговор в агентстве «Минск-Новости»

Дорогу осилит идущий

О развитии производства, создании новых рабочих мест, сокращении издержек в сфере ЖКХ и многом другом — в беседе с помощником Президента — инспектором по городу Минску Владимиром Карпяком

— Владимир Валентинович, вы не только присутствуете на всех важнейших совещаниях и заседаниях, где рас­смат­ри­ва­ют­ся вопросы социально-экономического развития Минска, но и часто ездите по предприятиям города, видите ситуацию изнутри, анализируете положение дел. На ваш взгляд помощника Президента и в недавнем прошлом руководителя крупного предприятия, все ли резервы города задействованы?

— Сделано немало. По итогам 9 месяцев 2017 года столица справилась с заданием по валовому региональному продукту. Но по ряду показателей необходимо активизировать работу, например по привлечению инвестиций. Сегодня в Минске есть немало незадействованных площадей, которые предлагаются предпринимателям в аренду в том числе на безвозмездной основе. Главное требование — создать здесь рабочие места. Вопрос в том, насколько бизнесмены готовы заниматься производством. К сожалению, пока больше наблюдаем уклон в торговлю, там затраты быстрее окупаются. Тем не менее есть положительные примеры, когда организовывают и успешно функ­цио­ни­руют небольшие предприятия с численностью 30-50 работников.

Обозначу еще одну проблему в производственном секторе: многие предприятия имеют серьезный разрыв между отделом маркетинга и технической службой. В чем он заключается? Заводы и фабрики продолжают работать по советскому принципу: продавать то, что производят, а не производить то, что продается. В современных же реалиях маркетологи должны активно изучать рынок, прогнозировать, какая продукция будет востребована, и предлагать технической службе освоить ее производство по выгодной для потребителя цене. Конечно, здесь тоже не все зависит от предприятия. Нужно учитывать финансовые обременения, не совсем привлекательные кредитные ресурсы банков, целый ряд других аспектов. Но дорогу осилит идущий.

— Городу нужны высокопроизводительные рабочие места, но модернизация имеет и обратную сторону: когда запускается высокотехнологичное оборудование, высвобождаются людские ресурсы. И нужно заранее продумать, куда их перенаправить, как переквалифицировать.

— Занятость населения, трудоустройство — один из главных вопросов, которые ставит перед исполнительной властью Глава государства. В Минске организовано широкое информирование и консультирование населения по вопросам трудоустройства. Сформирован банк данных свободных рабочих мест, который еже­дневно актуализируется. Он размещен на сайтах Мин­горис­пол­ко­ма и профильного комитета, на портале государственной службы занятости. Средний уровень зарплаты по предложенным вакансиям составляет более 525 руб­лей. Есть предложения и от 800 до 1 500 рублей, но при этом к соискателям предъявляют высокие требования, в том числе знание иностранных языков, наличие высшего образования, опыта работы и так далее. Зачастую такие вакансии предлагают на предприятиях, где производят продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Большое внимание уделяется содействию в трудоустройстве. Так, в текущем году проведены 54 дня предприятия, 106 мини-ярмарок вакансий и 3 крупные общегородские, в которых участвовали 798 организаций, предоставив 9 860 рабочих мест. Эти мероприятия посетили более 28 тысяч человек.

В целом обеспеченность свободными рабочими местами увеличилась в текущем году в 3,2 раза. В среднем на одного зарегистрированного безработного приходится 4,5 вакансии. Но есть определенное несоответствие спроса и предложения на рынке труда: у соискателей востребованы рабочие профессии без специальной подготовки. А нанимателям нужны высококвалифицированные кадры с опытом работы, высоким разрядом. Считаю, необходимо активнее развивать на уровне города систему переквалификации, освое­ния смежных специальностей.

— Одна из актуальных проблем Минска — недостаточно развитая социальная инфраструктура в районах-новостройках.

— И власти пытаются ее решать исходя из возможностей городского бюджета. В этом году в столице введены в эксплуатацию новая школа и 5 детских садов, еще 2 дошкольных учреждения про­шли основательную реконструкцию. Для минчан открытие новых объектов образования стало обыденным, тогда как в соседних странах — это событие государственного уровня.

Мы сумели сохранить систему детских загородных лагерей. Растет в Минске и число бассейнов. В каждом районе столицы планируется построить такие же типовые объекты, как в Брилевичах. К тому же и новые школы возводят с бассейнами. Жители микрорайонов также могут ими пользоваться на платной основе.

— На контроле у руководства страны постоянно находится работа с обращениями граждан. Не раз говорилось и о том, что нужно больше уделять ей внимание на местах, чтобы, например, вопросы, находящиеся в компетенции районной администрации и ее подразделений, решали оперативно, а не направляли в вышестоящие инстанции, например к помощнику Президента.

— Действительно, иной раз горожане изначально обращаются к помощнику Президента, минуя районную администрацию, хотя вопрос легко решается на местном уровне. Возможно, у некоторых граждан остался стереотип: чем в более высокую инстанцию напишешь, тем быстрее получишь ответ. Но многие поступающие ко мне обращения имеют длинную историю, когда человек прошел не один кабинет, но так и не нашел решения своей проблемы. Не хочу сказать, что это чиновники на местах недорабатывают. Разные ситуации бывают. В одном случае, например, не могли договориться между собой два соседа, в другом — заявители не соглашались с решением суда. Рассматриваю вопросы, связанные с уплотнением города. Минск за последние десятилетия сильно разросся, поглотил пригороды и часть деревень. Городу надо развиваться, строить дома, дороги, метро, приходится сносить частный сектор. И если одни жители мечтают поскорее переселиться из ветхого жилья в удобные квартиры, то другие хотят остаться в своем доме, в обустройство которого вложили немалые средства. Поэтому и общественные обсуждения, на которых представляют планы по развитию той или иной территории, иногда проходят довольно бурно. Радует, когда удается прийти к консенсусу.

— Немало обращений граж­дан касаются тематики жилищно-коммунального хозяйства. На республиканском семинаре по развитию сферы ЖКХ Президент Беларуси еще раз подчеркнул, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги не должны повышаться более чем на 5 долларов в год и должны индексироваться в увязке с ростом доходов населения. На ваш взгляд, есть у города возможности для сокращения издержек в этой сфере?

— Безусловно, резервы есть, что и продемонстрировали энергоснабжающие предприятия, «Минскводоканал». Стране необходимо выходить на стопроцентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг. Но, подчеркну, обязательное условие при этом — обеспечить рост реальных доходов граждан. С одной стороны, когда платишь за услуги в полном объеме, появляется реальная необходимость экономить, целесообразность внедрения энергосберегающих технологий. Вспомните ту же воду, ведь не только счетчики, но и рост тарифов понудили горожан экономить этот ресурс. Когда стали платить больше, то и краны научились закрывать. С другой стороны, снижается нагрузка на предприятия по так называемому перекрестному субсидированию, что позволяет уменьшить себестоимость производимой продукции и сделать ее конкурентоспособной на внешних рынках.

Сегодня самая весомая статья в жировке — это отопление. Здесь тоже есть резервы для снижения затрат. В Минске 10 % систем отоп­ления в квартирах оборудованы приборами учета, при этом не все потребители рассчитываются согласно показаниям счетчиков. В новостройках на каждом радиаторе стоит регулятор тепла, можно, уходя на работу или уезжая на несколько дней, поставить его на минимум, как это делают жители многих европейских стран. Но в Минске немало и старых домов, где нет технической возможности установить приборы учета и регулировки тепла. Есть еще один нюанс. Сейчас население оплачивает из своего кармана только четверть расходов на отопление. Остальное — это субсидии государства. Но кто-то живет в квартире площадью 40 м2, а у кого-то 500 квад­ратов. И во втором случае сумма субсидии в разы больше. Поэтому и нужно обеспечить рост благосостояния населения, чтобы каждый оплачивал в полном объеме потребленные ресурсы. Тогда государство не станет субсидировать богатых, а будет оказывать адресную поддержку тем, кто действительно в ней нуж­дается.

— Глава государства не раз говорил и о том, что чиновникам нужно чаще встречаться с трудовыми коллективами и, глядя людям в глаза, говорить о волнующих проблемах и путях их решения. А на каких предприятиях в ближайшее время будут ждать инспектора по Минску?

— В ближайших планах — посетить предприятие «Фармтехнология» и парфюмерно-косметическую фабрику «Модум». В октябре побывал на заводе колесных тягачей, заводе железобетонных изделий, «Макродоре», «Керамине», «Белрыбе». Надо держать руку на пульсе, видеть ситуацию изнут­ри, чтобы понять, какую помощь нужно оказать предприятию, в том числе со стороны правительства. Например, решить вопросы по отчуждению непрофильных активов, передаче акций, изменению уставного фонда, оказать поддержку в виде займов, ссуд. Всегда уделяю внимание состоянию территории, как этого требует Президент.

Изучаю взаимодействие местных органов власти с предприятиями, как доводятся показатели и контролируется их выполнение, насколько эффективно работают управленческие кадры, как выстраиваются взаимоотношения с трудовым коллективом, выполняются условия коллективных договоров. Отмечу, что посещаю не только те производства, где есть какие-то финансовые трудности, но и вполне успешные. Важно не упустить момент, когда еще недавно преуспевающий завод может оказаться на грани банкротства.