Образование

Наставник для особых случаев

Зачем детям с аутизмом тьюторы, и как они работают с дошкольниками

Воспитать ребенка непросто. А если у него диагноз «аутизм», это усложняет задачу в разы. Под аутистическими нарушениями подразумевается общее расстройство развития личности с максимальным дефицитом эмоций и навыков общения. Такие дети живут в собственном мире, как в стеклянном шаре. Помочь им приспособиться к окружающей действительности можно и нужно, но для этого необходимо интенсивное коррекционное обучение и воспитание. Причем чем раньше начать, тем лучше будет результат.

Екатерина Реут признается: то, как на глазах меняется ее 6-летняя дочь Ксения, превосходит все ожидания. Семь месяцев занятий в интегрированной группе ГУО «Ясли-сад № 507» с индивидуальным сопровождением дали впечатляющий результат. Женщина уверена: опыт ее семьи послужит хорошим стимулом для родителей детей с аутизмом, которые уже отчаялись в поиске «лекарства».

— Лет до трех Ксения развивалась как обычные дети, а потом перестала говорить, начала утрачивать другие навыки, — рассказывает Екатерина. — Мы жили в деревне, специалистов, которые могли бы меня проконсультировать, не было. Состояние дочки ухудшалось: она не откликалась на собственное имя, не реагировала на просьбы, все рвала, кидала, делала по-своему, брала в рот камни и ела одуванчики. И я поняла: нужно уезжать в Минск и всерь­ез за нее бороться.

В столице Ксения начала заниматься с поведенческим психологом, полтора года посещала Центр коррекционно-развивающего обуче­ния и реабилитации (ЦКРОиР) Заводского района для особенных детей. Но мама всегда мечтала отдать дочь в обычный садик, поскольку интегрированное обучение отлично зарекомендовало себя в зарубежной практике. Она осознавала: сделать такой шаг ее ребенок сможет при условии индивидуального сопровождения. Верила, что рано или поздно необходимые подвижки в системе образования произойдут. И дождалась. С прошлого учебного года в учреждениях дошкольного образования начали открываться ставки тьютора для работы с детьми, страдающими аутизмом.

Екатерина Реут обратилась в управление образования Заводского района. Ей предложили на выбор несколько дошкольных учреждений, в которых действуют интегрированные группы. В результате документы отдали в ясли-сад № 507.

— В Заводском районе Ксения первый ребенок с аутизмом, который пошел в обычный детский сад с тьюторами, — подчеркивает собеседница. — Заведующий и сотрудники учреждения делают все возможное, чтобы этот опыт оказался успешным.

Руководитель ГУО «Ясли-сад № 507» Раиса Гуринович отмечает: на первых порах приходилось непросто. В интегрированной группе из шестнадцати детей четверо имеют особенности развития. Но нюансы коррекционного обучения ребенка с аутизмом пришлось постигать практически с нуля. Изучали специализированную литературу, использовали интернет-ресурсы, работали в контакте с мамой девочки.

Для Ксении оборудовали отдельное место в общем помещении группы и в спальне. У нее свои стол, стул, доска, полки для игрушек и развивающих игр. Приобрели сенсорный цветовой планшет, необходимые дидактические материалы для занятий. Управление образования Заводского района для индивидуального сопровождения ребенка открыло две ставки тьютора, чтобы они могли работать посменно. На одну перевели опытного воспитателя детского сада, занимавшегося ранее с детьми с нарушениями речи в специальной группе. На другую взяли молодого специалиста с дипломом психолога.

— Конечно, без сопровождающих мы бы не смогли добиться таких положительных результатов, — уверена Раиса Александровна. — Вместе с нашим учителем-дефектологом Зинаидой Жаклинской они проводят с девочкой колоссальную каждо­дневную работу. Немаловажно и то, что Ксения до прихода к нам общалась с поведенческим психологом, у нее был опыт посещения детского коллектива ЦКРОиРа Заводского района. То есть родители подготовили почву для того, чтобы адаптация ребенка прошла успешно.

День Ксении в детском саду мало чем отличается от распорядка остальных ребят. Вместе с ними делает утреннюю зарядку, ходит на прогулки, занимается музыкой, кушает, спит. Конечно, тьютор всегда рядом — поможет, подскажет, подстрахует. Отличается только программа обучения — для девочки она сугубо индивидуальная.

— Занятия направлены в основном на развитие навыков самообслуживания и на подготовку к школе, — говорит тьютор Наталья Куницкая. — Работаем согласно планам, которые составляем на каждый день. Мы нацелены на то, чтобы через два года Ксения смогла пойти в интегрированный класс общеобразовательного учреждения.

Коррекционная работа приносит свои плоды, констатирует Наталья Марьяновна. Ксения активно общается с использованием картинок-символов коммуникации PECS, есть первые успехи и в развитии речи. В лексиконе девочки появились 16 звуковых сочетаний и слов. Когда она впервые сказала слово «мама», праздник был не только у родителей, но и у всего коллектива. Ее не оторвать от книжек с картинками, к которым раньше относилась абсолютно равнодушно. Научилась различать простые геометрические фигуры и цвета. Понимает счет до 5 и соотносит цифры с количеством предметов.

Заметно продвинулось дело и в навыках самообслуживания. Если раньше Ксения отказывалась есть сама, то теперь уверенно орудует ложкой. Никогда не сядет за стол, не вымыв руки. Сама переодевается.

Примечательно, что девочка многому учится не только благодаря тьюторам и дефектологу. Ей активно помогают и дети. Когда девочка ходила в коррекционный центр, она была лишена возможности видеть обычное детское поведение, наблюдать за играми сверстников. Теперь же увлеченно подражает маленьким напарникам по группе. Например, возится в песочнице, занимается с куклами, чего раньше никогда не делала, научилась танцевать под музыку, в том числе даже в паре.

К слову, дети тоже получают от Ксении ценные уроки жизни. Они с малых лет учатся быть толерантными, свободными от стереотипов и воспринимать мир во всем его многообразии.

Екатерина Реут убеждена: родителям особенных детей ни в коем случае нельзя опускать руки. Новые возможности, которые появились в дошкольных учреждениях, дают дополнительный шанс на раннюю социальную адаптацию ребенка. И его не стоит упускать.

— Я знаю, Ксения никогда не станет такой, как другие ребята, — делится мама. — Но ее жизнь не должна пройти в четырех стенах. Нужно сделать все возможное, чтобы дочка стала более самостоятельной, приспособленной к жизни в обществе и просто счастливой.