Экономика

Деловое продолжение

Будет ли либерализация бизнеса успешной?

Уже длительное время общество находится в ожидании перемен. Все с нетерпением ждут новостей о новых мерах по либерализации бизнеса, упрощении условий его ведения, снижении регуляторного воздействия. Много разговоров, обсуждений, ожиданий. И невольно задумываешься: а не будет ли создана ситуация, когда, ожидая много и получая много, человек все равно недоволен, поскольку сформировал завышенные ожидания. Самое время, как мне кажется, внимательнее присмотреться к так называемой либерализации, ее целям и, соответственно, возможностям, которые по­явятся у тех или иных игроков.

32-е место сохранила Беларусь в мировом рейтинге развития информационно-коммуникационных технологий, подтвердив статус лидера в регионе СНГ по развитию ИКТ и опережая ряд европейских стран — Литву, Латвию, Чехию, Италию, Польшу.

Начнем с фундаментального — с наших общих интересов, то есть государственных. Они сформулированы Президентом: «…Я за то, чтобы бизнес у нас был свободным, ответственным, более эффективным, но чтобы после принятия решений государство стало сильнее». Сила белорусского государства — в стабильности, предсказуемости, планомерном развитии, социальной направленности. Решая задачи занятости населения, повышения эффективности экономики и, как следствие, доходов людей, нельзя допустить роста мошенничества, травматизма на производстве, всего того, что происходит из-за недостаточного уровня ответственности, а иногда и преступного умысла. Ведь и сегодня при всей «зарегулированности» легко найти истории людей, обиженных на недобросовестных продавцов лечебных одеял, суперэффективных фильтров, регулировщиков окон и т.д., которые злоупотребляют доверием граж­дан. Такого рода деятельность не только приносит выгоду ее основателям, но и формирует значительный общественный запрос на большее вмешательство государства в бизнес. Важно, чтобы отсутствие контроля не провоцировало рост злоупотреблений. За рубежом такого рода риски нивелируются наличием мощного общественного контроля со стороны профессиональных объединений, более высокой конкуренцией. Нам еще предстоит сформировать многие институты, да и доверие потребителей будет снижаться.

Главная заинтересованная сторона — бизнес-сообщество. Однако его нельзя считать однородным. Ведь интересы индивидуальных предпринимателей, малого, среднего, крупного бизнеса различаются, а порой являются противоположными. В конкурентной среде каждый опирается на свои преимущества и пытается обыграть соперника. А правила должны быть одинаковыми для всех. И здесь опять помочь могут объединения предпринимателей по профессиональному признаку. Ведь никто, кроме профессионалов в конкретной сфере, не сможет предложить компромиссные варианты, учитывающие разносторонние интересы. К сожалению, умение объединиться для выработки консолидированной позиции не является сильной стороной белорусского бизнеса. Даже самые крупные объединения предпринимателей не могут похвастаться значительным представительством. Может быть, именно поэтому в некоторых странах участие в профессиональных объединениях является обязательным условием работы в той или иной сфере. Несомненно, нам еще предстоит выработать эффективную форму диалога между бизнесом и властью, и в этом вопросе инициатива должна принадлежать предпринимателям. Не скрою, сегодня получить мнение о консолидированной позиции по тому или иному вопросу в конкретной сфере сложно, а порой невозможно из-за отсутствия эффективного диалога внутри профессионального сообщества, нежелания и неспособности предпринимателей его сформулировать.

Также заинтересованными сторонами являются контролирующие органы, которые вынуждены будут перестроить свою работу, не снижая качества контроля, существенно сократить вмешательство в бизнес-процессы, в деятельность бизнеса. Это непростая задача, учитывая, что уровень ответственности этих органов никто не понижает. Перенос центра тяжести с карающего уклона в плоскость профилактики и предупреждения нарушений также нетривиальная задача и требует перестройки, а иногда и ломки устоявшихся шаблонов в работе. Тем не менее необходимо осознавать, что успех либерализации в немалой степени будет зависеть именно от того, насколько воспримут эту философию конт­ролирующие органы, осознают свою ответственность не только за узкий участок работы, но и за ту довольно сложную субстанцию, которую принято называть условиями ведения бизнеса.

Михаил Мясникович, председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь:

«Наша промышленность, сельское хозяйство, энергетика должны производить высоколиквидный товар, который будет востребован на внешних рынках. При этом надо понимать, что мы производим товары, которых в мире перепроизводство»

Ведь одна из задач, которую должна помочь решить либерализация условий ведения бизнеса, — это стимулирование предпринимательской инициативы, самозанятость населения. И очень важно, чтобы человек, который делает первые шаги в этом направлении, имел право на ошибку, мог получить консультации и, даже имея негативный опыт, имел возможности предпринять другие попытки. Ведь не секрет, что большая часть предпринимательских инициатив не перерастает во что-то более устойчивое.

Конечно, меры по либерализации условий ведения бизнеса во многом вынужденные, обусловлены тем, что последние годы в экономике не наблюдается роста, и развитием цифровых технологий, автоматизацией. Это актуально не только для Беларуси, но для всего мира. Поэтому задачи занятости населения, повышения ответственности каждого человека за свое будущее должны решаться не в узких сообществах, а общими усилиями и на фундаменте общенациональной идеи о роли предпринимательства в национальной экономике.

Валерий БОРОДЕНЯ, кандидат экономических наук, депутат Палаты представителей Нацио-нального собрания Республики Беларусь