Кино

Канны в «Квадрате»

В Минск приехал победитель Каннского кинофестиваля. Этот фильм точно стоит посмотреть

Логику жюри престижного европейского кинофестиваля разгадать трудно. А чаще всего — невозможно. То им приглянется чуть ли не сказочная и фантасмагоричная история, рассказанная тайским режиссером Апичатпонгом Вирасетакулом «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни», то абсолютно аскетичная, но бьющая наотмашь «Любовь» Михаэля Ханеке. А что у нас внутри «Квад­рата»?

Взять главного героя Кристиана. Вроде бы он славный малый, воспитанный, ухоженный, носит дорогие шмотки, ездит на экологичной «Тесле» и весь такой в тренде. При этом Кристиан возглавляет музей, где кучки гравия, разложенные на полу, в сочетании с надписью «У тебя ничего нет» должны заставить посетителей задуматься о вечном.

Именно в этом музее находит пристанище арт-инсталляция «Квадрат» — по задумке, место, где каждый получит то, о чем попросит у прохожих: одинокий — толику внимания, голодный — вкусную чиабату, грустный — немного веселья. По сути же, это просто четыре белые линии, нанесенные на плитку. При желании в самом квадрате можно разглядеть определенный символизм. Это как маленький, геометрически оформленный клочок мнимого благополучия, в который входит вся эта музейная тусовка. В реальном же мире у Кристиана средь бела дня на оживленной улице хитроумно крадут бумажник, телефон и даже запонки. Казалось бы, пустяк для состоятельного человека, но герой сталкивается с неприятной действительностью.

С другой стороны, постепенно становится ясно, что искусство в фильме Эстлунда еще легко отделалось. Основной удар несет современный уклад жизни. Весь этот элитный бомонд на поверку оказывается сборищем довольно чванливых и трусливых личностей. Один из самых ярких и напряженных эпизодов картины — сцена с арт-перформансом, где мускулис­тый дядька на виду у нескольких десятков посетителей галереи изображает гориллу, альфа-самца, который ходит по залу, кричит по-обезьяньи и учиняет всяческие забавные, а затем и откровенно хулиганские выходки. И почтенная публика наблюдает за всем снисходительно, потом непонимающе, а в конце — с откровенной опаской. Десятки взрослых людей! И только когда человек-горилла схватил за волосы женщину, повалил ее на пол и начал раздевать, какой-то пожилой мужичок сорвался с места за столиком и принялся лупить нахала кулаком. Ну а потом до кучи навалились и все остальные…

Несмотря на жанр, который обозначен как комедия, до колик смешным «Квадрат» точно не назовешь. Ироничным — да. Автор в довольно легкой форме говорит о сложных вещах, делает наброски, которые в итоге складываются в цельную картину. Чего автор не делает, так это не дает ответов на возникающие у зрителей вопросы. Но иногда правильно заданный вопрос — это уже половина ответа.

«Квадрат» —  шведский фильм 2017 года, снятый режиссером Рубеном Эстлундом. Удостоен «Золотой пальмовой ветви» 70-го Каннского кинофестиваля.