Экономика

Бюджет развития: мифы и возможности

Является ли бюджет этого года бюджетом развития

Такой вопрос часто можно услышать от журналистов. Иногда это понятие используется для того, чтобы критиковать власти за то, что не туда направляют народные деньги, неправильно расставляют при­ори­те­ты. Однако в строгом смысле слова под бюджетом развития понимается часть капитальных расходов бюджетов любого уровня, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность государства. И вопрос, насколько бюджет является бюджетом развития, — это вопрос о соотношении его частей: сколько мы можем направить на инвестиции и инновации, а сколько необходимо потратить на другие направления, которые зачастую не дают быстрой отдачи, да и не могут дать по своей природе. Традиционно выделяют три целевых направления использования бюджетных средств: политическое, экономическое и социальное. Политическое — это расходы на обеспечение безопасности и содержание государственного аппарата. Экономическое — на обеспечение функционирования экономики. И социальное — расходы на выплату пенсий, пособий и стипендий, а также на образование, здравоохранение, науку, охра­ну окружающей среды. Во всех трех направлениях расходования средств есть мес­то инвестициям и инновациям.

Консолидированный белорусский бюджет в доходной части состоит в основном из налогов. На первом месте традиционно налог на добавленную стоимость (32,6 % в 2015 году, 34,5% — в 2016-м), подоходный налог (около 16,5 %), налоги от внешне­эко­но­ми­чес­кой деятельности (17,6 и 14,4 % соответственно), по 9-10 % — это акцизы, налог на прибыль, другие налоговые доходы, 5-7 % — налоги на собственность. То есть увеличить доходы бюджета возможно лишь за счет более активной работы экономики, эффективного использования человеческого капитала.

Вот так формируется общий «пирог», и величина его является естественным ограничителем возможностей государства во всех сферах. Распределив всю сумму согласно государственным приоритетам с учетом необходимости обеспечения безопасности во всех сферах жизни страны, можно переходить к анализу и определению того, какой же у нас бюджет. Ответ на этот вопрос необходимо искать в бюджетных расходах.

Андрей Кобяков, премьер-министр Республики Беларусь:

«Что касается проекта бюджета на следующий год, то принципиальное требование о его сбалансированности сохраняется. Мы не можем тратить больше, чем зарабатываем, и обязаны жить по средствам. Планируется, что доходы республиканского бюджета увеличатся в 2018 году на 6,2 %»

Представленная экономическая классификация расходов бюджета в обобщенном виде демонстрирует основные направления расходования средств бюджетов. Отсюда можно сделать определенные выводы. Например, о том, что если в структуре расходов бюджета преобладает заработная плата, то, используя этот инструмент, можно влиять на внут­рен­ний спрос. Министерство финансов в качестве приоритетов на 2017 год вы­дви­га­ло следующие: постепенное снижение стоимости кредитных ресурсов и улучшение для предприятий доступа к различным источникам финансирования, упрощение условий для ведения бизнеса и реализации инвестиционных проектов, повышение благосостояния населения, создание возможностей для трудо­устройст­ва во всех регионах республики, обеспечение сбалансированного исполнения бюджета. В этих приоритетах и отражается желание влиять на экономику, создавая условия для более успешного предпринимательства и поддержания социальных стандартов.

Однако достижение макроэкономической стабильности, необходимой для эффективного развития экономики, далеко не всегда на ура принимается реальным сектором. Вместе с макроэкономической стабильностью приходит ужесточение правил финансирования. Сегодня, для того чтобы претендовать на бюджетные деньги, нужны веские аргументы в виде обоснованных бизнес-планов, гарантии возврата бюджетных средств. И оказывается, что при наличии такого пакета документов бюджет не особо и нужен, существуют другие, менее хлопотные пути получения средств.

А вот крупные инфраструктурные проекты, социальные объекты, поддержание инфраструктуры в большей степени ложатся на бюджет. Однако в любой сфере бюджет может одновременно быть и социально ориентированным, и бюджетом развития. Но для этого необходимы определенные условия, которые в массе своей связаны уже не с деятельностью государственных органов, а с тем, каким образом бюджетным финансированием распорядятся получатели бюджетных средств, сможет ли рынок предложить потребителю отечественные товары и услуги, за которые тот проголосует рублем.

Конечно, развитие экономики является важнейшей задачей общества, условием его успешного развития. Однако ожидать, что государство посредством бюджета сможет глобально влиять на структуру экономики, изменять ее, вряд ли оправданно. Для этого есть другие инструменты. А бюджет Беларуси имеет социально ориентированный характер и обеспечивает прежде всего выполнение социальных обязательств государства.

Валерий Бороденя, кандидат экономических наук, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь