Колесо обозрения

Если долго мучиться…

Путь к водительскому удостоверению не из легких

В этом я убедился, побывав в межрайонном экзаменационном отделе ГАИ на улице Семашко.

Ровно в 9:00 вместе с группой выпускников автошколы вхожу в компьютерный зал. Инженер-инс­пектор Вероника Кашанская проверяет паспорта, чтобы не было подмен, рассаживает всех по рабочим местам. Процесс сдачи пошел. На все про все 15 минут.

— В зале установлены 24 компьютера, ведется видеонаблюдение, — рассказывает между делом специалист. — Экзаменационный билет содержит 10 вопросов, на которые предлагаются варианты ответов — от 2 до 5. Один из них правильный.

В зале царит тишина, во время экзамена разговаривать запрещено. А еще нельзя использовать электронные носители информации и средства мобильной связи. Нарушителей этих правил отстраняют от дальнейшего участия в испытаниях.

Также узнаю, что больше всего посетителей бывает в субботу в 10:00 и в полдень. В течение дня здесь принимают экзамен у 120-130 человек.

Время истекло. На экране монитора высвечивается результат  — в основном «Экзамен сдан». Лишь несколько человек из группы не справились с вопросами. День получения водительских прав для них отодвигается. А счастливчики отправились на следующее испытание.

Автодром. Курсантам нужно выполнить два элемента, которые определяет экзаменатор. Пожалуй, самый сложный их них — заезд на эстакаду.

— Среди выпускников авто­школ в основном молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, — поясняет ведущий специалист Вячеслав Савеня. — Конечно, они волнуются. Отсюда и ошибки при выполнении упражнений — откат автомобиля на эстакаде, заглохший двигатель, касание ограничителей при заезде задним ходом в бокс, выполнении диагональной парковки, развороте на ограниченном пространстве. На результат экзамена влияют качество подготовки в автошколе, способность самого кандидата в водители сосредоточиться и в полной мере проявить приобретенные навыки.

Подсаживаюсь на заднее сиденье учебного автомобиля. За рулем девушка.

— Татьяна Владимировна, начинаем движение. Едем к эстакаде, — руководит процессом ведущий специалист Геннадий Шилец.

Первая передача включена, мотор гудит, но машина стоит на месте как вкопанная. Девушка вспоминает, что не опустила ручку стояночного тормоза. Наконец начинаем покорять эстакаду. Попытка водителя тронуться с места на наклонном участке закончилась неудачей. Экзаменатор дает второй шанс. Всё идет вроде бы неплохо, но вниз мы съезжаем так лихо, что едва не врезаемся в учебный автомобиль, который только что выехал из бокса. Благо экзаменатор вовремя нажал на педаль тормоза.

— Перед началом движения вы допустили остановку двигателя. При съезде с эстакады создали аварийную ситуацию. Экзамен прекращен. Повторная сдача через 6 дней, — подвел итог Геннадий Шилец.

За руль садится парень. Судорожно хватается за ключ, видимо, желая завести работающий мотор.

— Успокойтесь, — говорит экзаменатор. — Лишние движения нам ни к чему. Двигатель работает.

Прошла минута. Машина стоит на месте.

— Вы тоже сцепление держите? — спрашивает молодой человек.

— Это вы его не отпускаете, — замечает Шилец. — Моя левая нога, как видите, стоит на полу.

— В чем дело? — удивляется парень. — Машина ведет себя не так, как надо.

— Как управляете автомобилем, так он себя и ведет. Чувствуете запах в салоне? Это сцепление горит. Повторно пересдать экзамен можно на 7-й день.

С автодрома на второй этап прак­тического вождения отправились опять же счастливчики, но их было уже меньше. Выпускница авто­школы Московской РОС ­ДОСААФ Александра Мурашко — в их числе.

— Благодаря преподавателю Ирине Эдуардовне с первого раза сдала теорию, — сказала девушка. — А вот площадку на прошлой неделе завалила. Немного не рассчитала габариты машины. В этот раз попытка оказалась удачной. Надеюсь, в городе тоже справлюсь с волнением.

Завершающий экзамен — самый трудный. Ведь претендентам на водительские права нужно преодолеть испытательный маршрут в условиях реального дорожного движения. А это ох как непросто для тех, кто слабо подготовлен.

Инженер-инспектор Александр Байдук устанавливает в авто видеорегистратор. Прибор фиксирует происходящее не только перед ветровым стек­лом, но и в салоне. Это помогает избежать конфликтных ситуаций. Принимать экзамен будем у двух девушек. Поедем по маршруту № 21. Пролегает он по улице Семашко, проспектам Любимова, Газеты «Правда»… Это не самый сложный маршрут из 27.

— Идет видеофиксация экзамена. Моя фамилия Байдук, зовут Александр Иванович. Пожалуйста, Мария Дмитриевна, время 10:17, начинаем движение. На обозначенном перекрестке повернем налево, затем на регулируемом перекрестке — направо.

Девушка вместо первой полосы занимает вторую. А это в данной ситуации — ошибка. Едем по Семашко дальше. За перекрестком с проспектом Дзержинского нужно выполнить разворот в первом разрешенном месте. Мы его проскакиваем. При перестроении вынуждаем заднего водителя резко затормозить.

— Экзамен не сдан. Придете сдавать через неделю, — подводит итог инженер-инспектор. И пере­числяет грубые ошибки.

За руль пересаживается Юлиана. У нее это уже вторая попытка сдать вождение в городе.

— Время 10:27. Начинаем движение. На первом регулируемом перекрестке выполним поворот направо, — четко объясняет экзаменатор. — На проспекте Газеты «Звязда» в ближайшем разрешенном месте следует развернуться.

Девушка сразу же перестраивается в крайнюю левую полосу. Мастерски выполняет маневр, чем вызывает одобрение Александра Байдука.

— Многие останавливаются, лихорадочно крутят руль, сдают назад. Вы сделали все правильно и заслуживаете положительной оценки, — подбадривает Александр Иванович.

— Я курсантам часто разъясняю их ошибки при вождении, — отмечает инженер-инспектор. — К примеру, многие подъезжают к перекрестку и в ожидании поворота налево выкручивают руль до упора. Но в этом случае при ударе сзади ваша машина окажется на полосе встречного движения. А это намного хуже, чем если автомобиль бросит вперед. В ходе экзамена можно допустить две негрубые ошибки. Оценка «Экзамен не сдан» выставляется, если экзаменуемый создал аварийную ситуацию, не выдержал маршрут, определенный экзаменатором. К сожалению, вчерашние курсанты довольно часто допускают грубые ошибки. И в этом вина не только сдающих на права, но и мастеров производственного обучения авто­школ.

За 9 месяцев 2017 года выпускникам столичных автошкол выданы 14 988 водительских удостоверений — на 120 меньше, чем за такой же период 2016-го.