Актуальный разговор в агентстве «Минск-Новости»

Задачи разные, цель – одна

Чего стоит ожидать столичному среднему и малому бизнесу от Декрета № 7 «О развитии предпринимательства», подписанного Президентом на прошлой неделе, мы поинтересовались у заместителя председателя Мингорисполкома Александра Крепака

— Александр Петрович, судя по всему, документ не только значительно упрощает ведение бизнеса, но и по-новому интерпретирует государственно-частные отношения.

— Действительно, документ многосторонний. Он включает систематизацию ведения предпринимательской деятельности, снимает конкретные ограничения, существовавшие для бизнеса ранее, корректирует законодательство. К примеру, до 2020 года предполагается не вводить новые налоги и не повышать налоговые ставки. Интернет-магазинам с 1 января 2018 года возвращается право применять упрощенную систему налогообложения. Отменяется обязательное согласование с исполкомами режима работы торговых объектов и объектов общепита: теперь они устанавливают его самостоятельно, правда, за исключением режима работы в ночное время. Ассортиментный перечень торгующие организации также сейчас могут составлять без участия контро­лирующих органов. Отменяются излишние затратные требования, а также ограничения в сфере производства продукции, в строи­тельстве и транспортной деятельности, торговле. Достаточно будет подать уведомление в исполком через службу «Одно окно» и, не дожидаясь ответа, можно сразу начинать работать. В общей сложности нововведения коснутся тех областей, в которых сегодня сосредоточено 95 % малого и среднего бизнеса.

Поэтому важны добросовестность субъектов хозяйствования при минимальном вмешательстве в их деятельность со стороны государства и взаимодоверие. Сегодня 30-40 % поступлений в бюджет приходятся именно на этот сектор экономики. Раскрепощая инициативу, государство вовлекает население в частный бизнес, тем самым рассчитывает в том числе на увеличение доходной части казны. И это будет не последний документ, который упрощает ведение предпринимательской деятельности.

— Декрет предусматривает значительное сокращение контроля госорганами. Не обернется ли это проблемами в виде продажи некачественного товара или услуг, завышенных цен, нарушением санитарных и иных норм?

— Мы очень надеемся, что ситуация никоим образом не ухудшится. Сегодня упрощаются вопросы в части организационной деятельности, а также подходы в становлении малого и среднего бизнеса. Предусмотрены гарантии того, что будет соблюдено добросовестное партнерство с обеих сторон: и государства, и предпринимателей.

Но и здесь государство минимизирует свое присутствие: будет действовать не карательный, а предупредительный механизм, когда контролирующие или надзорные органы прежде всего сориентируются на профилактику нарушений. Что касается цен, то их диктуют рынок и конкурентная среда, они формируются, исходя из затрат предприятия. Можно предположить, что при определенном их снижении на регистрацию конечная цена товара должна уменьшиться. Но, повторю, здесь уже все зависит от спроса-предложения на рынке.

Декретом № 7 утверждены общие санитарно-эпидемиологические требования, а также в области охраны окружающей среды и пожарной безопасности.

В этой части Декрет № 7 преду­сматривает административную ответственность руководителей за деятельность возглавляемых ими предприятий.

— Если для частных торговли и общепита предусмотрены значительные преференции, то как это повлияет на конкуренцию с государственной торговлей?

— Понятие госторговля как таковое уже уходит. Торговые сети, рестораны, кафе сегодня в основном частные. Объемы выпуска продукции и ассортимент тех же хлебозаводов несопоставимы с частными пекарнями. Тем не менее в создании конкурентной среды есть положительные моменты для нас — потребителей — в части снижения цен и в качестве предоставляемых услуг. Самое главное, этот документ — отправная точка не только для повышения самозанятости населения и активного вовлечения его в сферу малого и среднего бизнеса, но и хорошая основа для продолжения конструктивного диалога между государством и бизнесом.