Кино

Главное, чтобы костюмчик сидел

Она создавала наряды для Владимира Высоцкого, Олега Янковского, Аристарха Ливанова и многих других актеров, которые стали легендой кино. О специфике профессии художника по костюмам рассказала Алла Грибова

— У меня папа талантливый был, хорошо рисовал. Работал на киностудии «Беларусьфильм» бутафором. Понимая, насколько кино — нелегкий труд, высказывался категорически против моего решения стать ассистентом художника по костюмам.

Я рисовала с самого детства. Когда мне исполнилось 4 года, мама отправила мои творения в журнал «Мурзилка», но ответа так и не дождались — началась война…

Окончив художественное училище в Минске и Московский полиграфический институт, я успела поработать в типографии ретушером, какое-то время занималась оформлением витрин ГУМа. На киностудии «Беларусьфильм» — с 1960-х. Со временем стала ведущим специалистом. В мои обязанности входило создание эскизов костюмов. Рисовала не одного героя, изображала целую сцену из фильма, групповой портрет. Старалась продумать не только одежду, но и черты лиц. Готовила эскизы до того, как картина уходила на подготовительный этап. А все потому, что режиссеры зачастую, глядя на них, подбирали актеров.

В начале 1980-х Виталий Четвериков снимал фильм «Половодье». И без моих эскизов не хотел даже проводить пробы актеров. Четвериков был очень талантливым человеком, мог своей идеей заразить любого. Он мой любимый режиссер. В его картинах «Затишье» (1981), «Сад» (1983) снимался Аристарх Ливанов. О нем у меня остались самые теплые воспоминания. Общительный, много рассказывал о театре. Очень серьезно относился к своим ролям. Ливанов из числа тех, кто умеет носить костюм. Он хорошо смотрелся и во фраке, и в простой одежде. Как ему шел цилиндр! Я сама шила головные уборы для актеров, долгое время собирала старинные шляпы.

В творческом поиске

— Любила делать исторические костюмы. Искала и за большие деньги покупала журналы мод XVIII-XIX веков, чтобы детально изучить одежду того времени. В поисках белорусских национальных нарядов прошлых столетий объездила все Полесье, побывала в самых отдаленных уголках. Находки пригодились — эту одежду можно увидеть, к примеру, в «Половодье».

Прежде чем отдать костюм в пошив, разрабатывала крой. Не всегда удавалось купить хорошие ткани, поэтому сама ездила на базы подбирать нужный материал. При студии действовал пошивочный цех, но качество работы закройщицы и швей не устраивало. Мне повезло: в составе съемочной группы часто бывала в Вильнюсе, где трудились старые мастера, шили они потрясающе. Многому у них научилась.

Форменное разнообразие

—  Пришлось поработать на съемках многих военных фильмов. Форма немецких солдат у нас использовалась настоящая. Когда закончилась Вторая мировая, форму привезли из Германии для студии «Беларусьфильм». А вот офицерскую пришлось шить. У меня до сих пор есть книги, по которым изучала немецкую военную форму, дотошно все перерисовывала.

Массовых сцен в таких картинах немало. Помню, снимали эпизод казни немцев: одевали сотни людей! А в массовке для фильма Юрия Марухина «Мать Урагана» (1990) участвовала тысяча артистов… Они изображали крестьян — требовались исторически достоверные костюмы. Первый план и так называемые ударные группы, которые попадали в кадр, одевали особенно тщательно, но и остальные не оставались без внимания ассис­тентов художника по костюмам. В сложных моментах мне помогали несколько человек.

Давайте познакомимся

— Мне посчастливилось поработать с потрясающими людьми. Владимир Белокуров, который когда-то играл Чкалова, — отличный актер и хороший человек. Он приезжал сниматься у Виктора Турова в фильме «Через кладбище» (1964).

Читайте также:  Коротко о главном

Артист занятой, вызывать его в Минск снимать мерки не стали. Посмотрела на него на экране, прикинула размер, и пошили костюм. Он приехал в день съемок. Смот­рю и понимаю, что в брюки он не влезет. Тогда я их распорола, сверху накинула пальто. А он говорит: «Великолепно! Надо еще веревочкой подвязать на всякий случай!» Все сделала, и он сразу — в кадр.

Олег Янковский. Уже и с ним никогда не встречусь… Работала с ним только на одном фильме — «Жди меня, Анна» (1969) Валентина Виноградова. Он тогда был молоденький и такой тоненький, что приходилось подгонять под него даже сапоги. Съемки проводили в суровых условиях — на жутком морозе у берегов Волги. С реки постоянно дул ледяной ветер. Но он никогда не жаловался, хотя очень сильно мерз. Воспитание не позволяло. 

Туров, Высоцкий и партсобрание

— В 1966 году Виктор Туров работал над своим первым полнометражным фильмом «Я родом из детства». Ездили по разным городам Беларуси. Как-то на съемочной площадке в центре Гродно из проигрывающего устройства громко звучали песни Владимира Высоцкого, а в это время в соседнем здании проходило партсобрание. Его участники выразили недовольство и попросили выключить музыку. Скандал получился, и Турову досталось. Но песни в исполнении Высоцкого режиссер включил в картину, хотя первоначально сценарием это не преду­смат­ри­ва­лось.

Высоцкий был невысоким и худым. Я пошила ему двубортный костюм, а плечи в пиджаке оказались широкие. Он надел, посмотрел в зеркало и пошел жаловаться оператору Александру Княжинскому: «Посмотри, что она со мной сделала!» А тот ему: «Ты же актер, вот и вживайся!»

Никаких капризов!

— Актеры меня побаивались: по характеру жесткая, хотя не скандальная. Предпочитала общаться четко и конкретно. Помню, Лев Голуб снимал картину «Анютина дорога» (1967). Один молодой артист никак не мог выбрать фуражку по размеру — ни один вариант не устраивал! Привела его на склад, где хранились сотни головных уборов, развернулась и ушла. С этим же актером произошел еще один случай. Снимали в гололед. Он потребовал прибить на подошву его сапог дощечку, чтобы скользко не было. Пыталась его убедить: все продумано, ничего не случится. Он заупрямился, пришлось выполнить его требование. В итоге актер упал и разбил себе лицо…

Признаюсь, люблю больше одевать мужчин. Но с женщинами тоже интересно работать, особенно с теми, кто умеет красиво носить одежду. Таких было много. Одна из них — Стефания Станюта. Она верила мне как художнику. Никогда не возникало претензий. Вспоминаю ее в «Затишье». Удачная старуха получилась! Мы не только работали, но и дружили. Я ее просто обожала. Отличная актриса и человек замечательный. Мой учитель художник Матвей Беленицкий много рассказывал о Станюте, когда она еще работала в театре в Витебске. И он, парнишка, с друзьями бегал на все ее спектакли, чтобы увидеть длинноногую красавицу Стефанию. Зрители ее очень любили!

Маргарита Касымова, режиссер:

«Алла Грибова — удивительно красивый, безумно талантливый и работящий человек. Я низко кланяюсь этому блистательному художнику! Мы работали с ней в фильме «Бальное платье» в 2003 году. Своими руками она делала цветы для наряда главной героини. Какая богатая у нее фильмография! Это классик!»