Образование

Как устроено небо

Учитель физики и астрономии Лицея № 1 Владимир Гребень рассказал, почему в свое время карьере ученого предпочел наставничество и как из школьника вырастить победителя олимпиад

В прошлом — успешный ученый, имеющий авторские свидетельства на 10 изобретений, а ныне — не менее успешный педагог. Владимир Михайлович даже самого последнего разгильдяя в школе может заставить с открытым ртом слушать о законах физики и устройстве Вселенной. Что уж говорить о высокомотивированных и талантливых ребятах, которые обучаются в Лицее № 1.

— Когда вы поняли, что учить детей — ваше призвание?

— От многих коллег нередко слышу, что стать учителем было их мечтой детства. Моя история в этом смысле нетипична: со школьной скамьи грезил о собственных изобретениях и разработках. Окончил физический факультет Белгосуниверситета, работал научным сотрудником в Институте прикладных физических проб­лем при БГУ, затем — в ОАО «НПО Центр». Трудовые коллективы были замечательные, творческие. Так как научная работа носила прикладной характер, каждый год в соавторстве удавалось получать по изобретению (5 из них — по голографии, еще 5 — по точной механике). Однако в непростые 1990-е годы вынужден был найти работу с более стабильной оплатой труда: на первый план вышли забота о семье и выплата кредита за жилье. Принял непростое для себя решение — перейти в школу. Помню недоумение специалистов управления образования, куда обратился в поиске вакансии: просил дать мне самую отстающую школу в районе, поскольку считал, что из-за отсутствия педагогической практики не имею права претендовать на нечто большее.

— Каким оказался ваш первый опыт в школе?

— Получилось так, что мои ученики впоследствии стали побеж­дать в олимпиадах. Позже меня пригласили в лагерь «Бригантина» при БГУ. Поработав там с мотивированными ребятами, пришел к заключению: тот материал, который излагаю обычным школьникам несколько раз, эти усваивают с первого. Иными словами, КПД от преподавания им выше.

Однако не кривя душой скажу, что опыт работы в обычной школе оказался очень полезен: я шлифовал мастерство в донесении материала. После уроков всегда оставался на несколько часов, чтобы проанализировать допущенные ошибки, никогда не понимал коллег, которые покидали стены школы со звонком.

— Вы подготовили немало победителей городских и рес­публиканских олимпиад и научно-практических конференций, дали путевку в жизнь многим молодым людям. В чем секрет такого успеха?

— Очень горжусь своими учениками, добившимися успехов на профессиональном поприще. Мои выпускники учатся в вузах не только Беларуси, но и в российских — в МГУ, МФТИ, СПбГУ. Некоторые смогли окончить вузы с красным дипломом. Кто-то уже стал кандидатом наук. Начиная с 2009 года подготовил 8 победителей республиканских олимпиад. И это не считая обладателей дипломов различных вузовских конкурсов и турниров.

Когда прихожу на урок в новый класс, первое, что делаю, — стараюсь восстановить в ребятах психологическое равновесие, поскольку некоторые испытывают неуверенность в себе, связанную с прошлыми неудачами. На занятиях использую не только отечественные учебники и пособия, но и лучшие российские издания. Тем, кто не хочет ограничиваться рамками учебной программы, рекомендую видеоуроки. Благодаря круглогодичному участию в конкурсах и предметных олимпиа­дах знания учеников постоянно актуализируются. Это позволяет им не забывать пройденный материал и практически сводит к нулю потребность в репетиторах.

— За долгое время работы в системе образования у вас сформировалась собственная методика обучения?

— Большое значение придаю развитию в детях критического мышления. В том числе включаю в работу на дом задания, которые авторами неверно рассчитаны в решебниках. В свое время нынешний народный учитель Беларуси Валерий Барашков дал мне дельный педагогический совет: чтобы ученик понял тему, ему нужно прорешать как минимум 20 задач. У меня есть уникальная коллекция более чем из 40 задач по физике.

Немалое значение имеет и индивидуальный подход к учащимся. Доводилось преподавать астрономию в филологических классах лицея. Ребята, прямо скажем, были не шибко заинтересованы в предмете. А один мальчишка и вовсе постоянно получал двойки, при этом очень любил поэзию, писал стихи. Предложил ему попробовать сочинить стихотворение с использованием астрономических терминов, приведя в пример творчество Иосифа Бродского. Ребятам из верующих христианских семей объясняю: как попасть на небо, учит Библия, а как устроено небо — астрономия. А потому это богоугодное дело — хорошо знать предмет. И срабатывает: ребята по-настоящему увлекаются.

— Сегодня в школах активно внедряют различные технические средства обучения: электронные доски, медиапроекторы… Используете их на своих уроках?

— Возможно, меня сочтут излишне консервативным, однако на своих уроках предпочитаю работать по старинке.

Хотя ничего плохого не вижу в том, чтобы использовать элект­ронные средства обучения: дети сегодня практически не разлучаются с гаджетами. Некоторым приходится подсказывать нужные сайты с интересными опытами, лекциями, олимпиадными задачами с решениями.

— Как оцениваете нынешнее централизованное тестирование по физике?

— Как педагогу, работающему с одаренными детьми, мне жаль, что в ЦТ не включают задания четвертого и особенно пятого уровня сложности, рассчитанные именно на таких ребят. Усердные зуб­рилки их не осилят. В настоящий момент получается так, что и те, и другие, успешно справившись с задачами третьего уровня, оказываются перед комиссией в одинаковом положении. Когда тесты были сложнее, это в большей степени позволяло ранжировать абитуриентов, соответственно, не возникало необходимости повышать минимальные пороговые значения.

— Что бы вы пожелали тем, кто делает первые шаги в педагогике?

— Молодым педагогам посоветовал бы побольше общаться с опытными учителями и теми, кто добился определенных высот. А также не жалеть времени на самоанализ и постоянно думать о том, как можно преподать урок или тему еще лучше.

Владимир Гребень — обладатель премии Мингорисполкома в городском конкурсе «Опыт и инициатива — ресурс образования столицы» в номинации «Системно-технологическая организация образовательного процесса — ресурс развития столичной школы» в 2011 году.