Социум

Тише едешь

Почему отсутствие слуха вождению не помеха, и как реагируют люди на знак «Глухой водитель»

Виктор Давыдов и Михаил Шакалов очень разные по характеру. Объединяет одно: оба, несмотря на инвалидность по слуху, опытные водители.

Виктор родился в семье, где родители были глухими. Однако до 16 лет со слухом у парня никаких проблем не наблюдалось. Потом он сильно простудился и болезнь дала осложнение именно на уши. Без слухового аппарата не слышит, с помощью прибора — только громкие звуки рядом.

Михаил утратил слух полностью. Это случилось в 9 лет, когда он заболел менингитом. Проснулся утром, мама что-то говорит, а звуков нет, в ушах как будто шумит море. Родители продали машину, полгода провели на море, перепробовали всевозможные меди­каментозные и народные средства. Ничего не помогло.

Однако трагедия не заставила минчан опустить руки. После окончания школы Виктор получил специальность «оператор ЭВМ», Михаил — «слесарь механосборочных работ». Оба устроились работать на столичные предприятия. И успешно сдали экзамены на водительские права.

Виктор за рулем 10 лет, за плечами Михаила — 17 лет водительского стажа. Признаются, что нередко доводится сталкиваться с удивленной реакцией окружающих: мол, как это глухой за рулем? И это при том, что людям с инвалидностью по слуху права разрешили выдавать еще в начале 1970-х, после того как исследования доказали: нарушения слуха вождению не помеха.

В автошколе Михаил учился в отдельной группе для слабослышащих, в которой лекции преподавателя дублировал сурдопереводчик. Виктор, благодаря слуховому аппарату, посещал обычную группу, всегда садился за первый стол, ближе к наставнику. Учиться было нелегко — не всегда всё слышал, нередко приходилось переспрашивать, признается он. Зато теорию сдал с первого раза.

— А я не сразу, — смеется Михаил. — На­деялся, пожалеют и так пропустят. Не вышло, пришлось всё выучить как следует. Зато площадку и город сдал с первого раза.

Оба собеседника утверждают: инвалидность по слуху никаких угроз на дороге не создает. Наоборот, такие водители более собраны и сосредоточены, поскольку не отвлекаются на посторонние шумы, музыку в салоне. Разве что предупреждающий гудок они не слышат, но это компенсируется повышенной внимательностью к визуальным сигналам и знакам. К слову, сами в случае необходимости дольно активно пользуются звуковым сигналом.

Автомобиль с глухим или слабослышащим водителем на дороге можно узнать по знаку «Глухой водитель», который прикрепляется спереди и сзади транспортного средства. Ребята не скрывают: знак этот они недолюб­ливают. Были случаи, когда припаркованным машинам с таким обозначением били стекла, царапали покрытие. Видно, не всем нравится данная категория водителей. Но правила есть правила.

Уже около года Виктор и Михаил не только используют авто в личных целях, но и сотрудничают с одним  из перевозчиков. Когда принимают заказ от того или иного пассажира, в приложении пользователя сразу же появляется информация о том, что водитель глухой или слабослышащий. В 10 % случаев от поездки клиенты отказываются, остальных данный факт не смущает.

— Это приложение работает так, что мы можем общаться с пассажиром без телефонного звонка, — отмечает Виктор. — Все вопросы решаем, обмениваясь сообщениями в чате.

Лишившиеся слуха люди не настолько беспомощны в коммуникации, как может показаться.

— Мы очень чувствительны к вибрациям, — поясняет Михаил. — Если пассажир на заднем сиденье начинает двигаться и шуметь, я сразу это ощущаю. Смотрю, все ли в порядке. Многие удивляются.

В отзывах о поездке большинство пассажиров оставляют положительные комментарии. Пишут, что у глухого водителя есть свои достоинства: он не лезет с разговорами, в салоне тихо, нет громкой музыки. Бывает, люди настолько погружены в свои дела, что особого статуса везущего их человека вообще не замечают. Одна девушка написала в комментарии: поездка понравилась, только водитель был какой-то молчаливый. Но самую незабываемую запись оставил мужчина, который всю дорогу не отрывался от мобильного Интернета: «Отличная беседа!..»

Самые сложные пассажиры — злоупотреб­ляющие спиртным. Михаил вспоминает, как мужчина всю дорогу ему что-то увлеченно рассказывал, призывно дергая за рукав в ожидании ответа. Знаки водителя об отсутствии у него слуха дошли только где-то с десятого раза. После этого мужчина зачем-то начал снимать его на видео.

Михаил и Виктор отмечают: им очень повезло, что их водительские услуги оказались вос­требованнными. Вообще, людям с нарушениями слуха устроиться водителями очень сложно — предубеждение слишком сильное. Хотя в некоторых европейских странах с такой инвалидностью разрешено водить не только легковые автомобили, как у нас. Работают дальнобойщиками на большегрузах, садятся за руль тракторов и другой техники.

— За рулем чувствую себя как рыба в воде, — делится Виктор. — Для слабослышащих сегодня не так много возможностей полноценно зарабатывать и кормить семью. Хотелось бы, чтобы нам в этом вопросе больше шли навстречу.