Заводской район

Благими намерениями

«Информация в коридоре. Прочтите». Такой совет дали незрячему белорусу на приеме в одной из государственных организаций

Дабы число подобных неловких ситуаций уменьшалось, а в идеале они исчезли совсем, в Беларуси провели акцию «На приеме в исполкоме: гражданин с белой тростью». Состоялись встречи, диалоги и тренинги. Один из обучающих семинаров, прошедший в Заводском районе, собрал представителей исполнительных органов власти.

— Принимающая сторона зачастую не знает, как правильно встретить незрячего, как предложить ему стул. Иногда до откровенного абсурда доходит: инвалида по зрению отправляют в коридор ознакомиться с образцом заполнения справки, — вводит в курс дела председатель Минской областной организации Белорусского товарищества инвалидов по зрению (БелТИЗ) Светлана Сенько. — На тренингах мы рассказываем про этику общения со слабовидящими людьми, объясняем, как правильно с ними взаимодействовать.

Цель акции «На приеме в исполкоме: гражданин с белой тростью» — обратить внимание администрации районов, руководителей исполнительных органов власти  и широкой общественности на необходимость решения социальных проблем инвалидов по зрению, защиты их прав и интересов, повышения качества жизни незрячих и слабовидящих.

Медвежья услуга

Безусловно, черствых людей куда меньше, чем желающих помочь. Правда, иногда желание сделать как лучше превращается в «лучше не вспоминать».

— Переводят не на ту сторону дороги или вообще уводят в неверном направлении, невзирая на протесты, — рассказывает Светлана Сенько. — Либо пренебрегают правилами безопасности в процессе оказания помощи.

Руководствуясь желанием помочь слабовидящему человеку, чаще всего совершают три ошибки.

Ошибка № 1. Ситуация на улице

Сопровождающий берет незрячего под локоть и ведет, подталкивая в спину. Сам же находится на полкорпуса сзади.

— Это как минимум неудобно, — объясняет собеседница. — Как максимум небезопасно. Ведь в случае нештатной ситуации, скажем, водитель резко затормозил на пешеходном переходе, управлять спутником сложно.

Правильно

Предложите локоть. Незрячий, опираясь на вашу руку, находится на полшага сзади.

Ошибка № 2. Посадка на стул/в автомобиль

Предлагая незрячему стул, многие насильно усаживают его, надавливая при этом на плечи. Схожая ситуация возникает и при посадке в автомобиль. Еще и на затылок могут надавить.

Правильно

Подведите к стулу, положите на его спинку руку незрячего. Человек сам прекрасно сориентируется. То же с автомобилем. Положите руку слабовидящего на открытую дверцу — он сам определит, как ему удобно сесть в машину.

Ошибка № 3. Этика диалога

Когда слабовидящий приходит в ту или иную организацию с сопровождающим, диалог происходит только с последним. А основной собеседник остается за кадром. Более того, в его присутствии речь о нем идет в третьем лице.

— Почему не обращаться напрямую? — обескуражена Светлана Сенько. — Перед принимающей стороной сидит дееспособный интеллектуально развитый человек. У него проблемы со зрением, но не со слухом!

Правильно

Обращайтесь напрямую. Условно: Евгений Петрович, какую помощь мы вам можем предложить?

Все эти навыки оттачиваются в рамках тренинга.

Чужая роль

Урок начинают с того, что дают на собственном опыте понять, что значит жить в полной темноте. Добровольцам надевают светонепроницаемые очки и предлагают выполнить несложное задание, скажем, налить в стакан воды. Одна из участниц справляется, но, сняв очки, признается:

— Сложно. Да и неприятное давящее чувство не отпускало.

И это неудивительно, ведь даже человек с остаточным зрением не может себе представить, что значит быть совершенно слепым. Что уж говорить о людях, у которых со зрением все в порядке.

— Идея таких тренингов возникла после посещения выставки в Варшаве, — поясняет Светлана Сенько. — Там сконструирован павильон, имитирующий нахождение в квартире, на улице, в лесу и даже в баре. В кромешной темноте посетителями руководит экскурсовод. И тем не менее страшно оторваться от группы, отойти от стенки — наступает полная дезориентация в пространстве. Особенно жутко на участке «улица» — среди звуков города, неправильно припаркованных машин. Таким образом столица Польши воспитывает своих жителей и гостей, дает им прочувствовать, каково это — находиться в полной темноте.

Испытав это ощущение на себе, невольно задумаешься о том, чтобы стать более вежливым и внимательным к незрячим и слабовидящим.

Очень нужная профессия

Помимо информационного обучения БелТИЗ готовит специалистов, которые оказывают социально-реабилитационные услуги инвалидам по зрению.

Свой инструктор по социальной реабилитации инвалидов 1-й и 2-й группы по зрению появится и в Заводском районе.

— Минская областная организация общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» победила в конкурсе на выполнение государственного социального заказа на оказание социально-реабилитационных услуг инвалидам 1-й и 2-й группы по зрению, — сообщила Светлана Сенько. — Услуг, которые не могут оказать территориальные центры социального обслуживания населения: обучение тому, как пользоваться тростью, техническими средствами реабилитации, компьютером, сенсорными устройствами.

По словам Светланы Сенько, на Минск и Минскую область всего четыре специалиста такого плана.

— Многие незрячие не хотят работать на дому, — отмечает собеседница. — Скажем, человек прекрасный массажист. Он сам в состоянии сесть в троллейбус, добраться до места работы. Ему нужно всего лишь чуть-чуть помочь — проработать маршрут, рассказать, как действовать в случае, если заблудится.

«Штурман» на связи

Выровнять маршрут потерявшему ориентировку слабовидящему человеку поможет мобильное приложение «Штурман».

— Если незрячий человек заблудился, он нажимает горячую кнопку на телефоне, и волонтер посредством видеосвязи помогает сориентироваться в пространстве, сесть в общественный транспорт. Или, например, снять показания счетчика, — перечисляет Светлана Сенько. — Сейчас «Штурманом» пользуются более 1 000 человек — как незрячих, так и волонтеров. Деньги со счета за такие видеозвонки не снимаются.