Точка зрения

Не уставать хвалить

У нас немало поводов гордиться своей страной

Признаться, я не любитель подобных пафосных заявлений. Тем не менее о законных поводах для гордости считаю нужным сказать.

Еще недавно слова о том, что за годы независимости Беларусь сумела сохранить свою промышленность и кадры, казались мне общим местом. Этаким заклинанием, которое то и дело звучит с высоких трибун. Ну да, носила когда-то наша республика титул сборочного цеха всего СССР. Так уж четверть века с тех пор прошло, и воды, говорят, немало утекло. А теперь что? Как у всякого гуманитария, мои представления о производстве всё больше на картинке в телевизоре основывались. Плюс имелось и распространенное мнение: все самое-самое делают там, а у нас… А что у нас? Тракторы, грузовики… И так, кое-что по мелочи. Словом, поводов для гордости, казалось, не­много. И чтобы их отыскать, взялись с коллегой подготовить цикл репортажей о лучших предприятиях страны. Первым делом посетили шахты «Беларуськалия». Потом были БелАЗ, Оршанский льнокомбинат, «Санта Бремор»…

И из каждой такой командировки возвращались под огромным впечатлением. Мы вдруг

узнавали: БелАЗ — мировой, именно мировой лидер по производству большегрузных самосвалов, предприятие, сумевшее в последние годы обойти в рейтинге знаменитую американскую корпорацию Caterpillar.

Привыкшие выбирать одежду в магазинах иностранных торговых марок, мы изумлялись: ткани Оршанского льнокомбината с удовольствием используют и высоко ценят модельеры Hugo Boss.

И только сейчас прояснили для себя значение знака Norge на упаковках продукции «Санта Бремор». Позволяет его нанести на товар Норвежский комитет по рыбе. Добиться такого права предприятию по переработке морепродуктов, все равно что получить премию другого, самого известного в мире комитета этой страны — Нобелевского. Если и преувеличил в сравнении, то самую малость.

Все эти внешние проявления успешности наших производителей ценны и приятны. Но главное впечатление, привезенное из этих поездок, все же иного свойства. Сейчас нет нужды отправляться в путь, чтобы узнать о чьих-то достижениях. Интернет о них в два клика расскажет. Самое важное и ценное, что есть на этих предприятиях, — люди. Вот, скажут, автор сейчас банальность изрек. Мол, и об этом с трибун любят говорить. И пусть говорят. И надо говорить! Потому что везде, где нам довелось побывать, мы прежде всего видели людей, болеющих за свое дело, стремящихся делать его как можно лучше. Им это вполне удается. А нам, думаю, стоит перестать стесняться себя хвалить.

Михаил МИХАЙЛОВ

_____________________________________________

Надо, надо улыбаться!

О чем пишут дети

В детстве на заборах пишут все. Психотерапевты считают такое творчество нормальным. Столкнувшись с будничной действительностью, новый член общества выражает мелом или краской из баллончика свое к ней отношение. Сумбурно, эмоционально, в трех буквах. Потому что взрослые его жестоко обманули. Например, на ночь глядя прочитали сказку о козе и семерых козлятах, на которых напал волк. А где был защитник — папа-козел? Где этот алиментщик? Или сказку про колобка. Выпеченный из теста румяный пончик отправляется гулять. Кто к нему принюхивается? Заяц, волк, медведь и лиса. Он что, шашлык? Враки полные. Колобка смог­ли бы сожрать только лось или огородная тля, которых в сказке нет.

К чему весь этот пассаж? Сейчас объясню. Дом, в котором я живу, был сдан в эксплуатацию восемь лет назад. Не здание, а две деревни: 12 подъездов, 480 квартир, 1 200 жителей вместе с квартирантами и столько же автомашин. За место под солнцем автомобилисты бьются до сих пор. Первый этаж застройщиком был задуман как офисный. Мол, там разместятся нотариусы, парикмахеры, стоматологи и страховые агенты. Увы, задуманное не получилось. Из-за нехватки машино-мест несостоявшийся нотариус набил лицо стоматологу, тот пересчитал коренные зубы парикмахеру, последний выдрал волосы приблудившемуся страховому агенту… В общем, выжила только частная аптека. Весной нынешнего года появилась новая беда. На освободившемся после битого стоматолога месте поселился индивидуальный предприниматель. Он провожает население дома в последний путь. Прилегающая к месту событий территория тут же была помечена табличками: «Элитные памятники», «Вам это важно» и «Гробы со скидкой».

Возле дома транспортники расположили две автобусные остановки. Народ начал пользоваться той, что находится дальше. В самом деле неприятно. Вы, такой уставший после работы, выходите из автобуса и тут же упираетесь взглядом в зеленый люминесцентный крестик аптеки. Первая ваша мысль понятна: здоровье в последнее время действительно стало ни к черту. Неплохо бы купить если не валерьянку, то хотя бы активированный уголь. Следующая по ходу движения надпись навевает мысль о бренности всего сущего: «Благоустройство захоронений. Зимние скидки». На кой ляд, в сущности, вся эта валерьянка!

И вот она, детская рука! Вера в то, что мир на самом деле прекрасен. Вы как относитесь к граффити? Лично я только положительно. На здании между аптекой и похоронным бюро неизвестный, но дорогой мой маленький человечек вывел аэро­золем слово «Улыбнись», пририсовав смайлик. И я улыбаюсь. Жизнь на самом деле не такая уж плохая штука.

Олег ПАХОЛКИН

_____________________________________________

Спанч Боб или Нестерка?

В канун Нового года герои сказок буквально наводняют наш мир. Вот только белорусских персонажей в этих элитных рядах, увы, практически не наблюдается

А ведь у нас их много. Этнографы и фольклористы по крупицам собирали в глубинке наше сказочное наследие. Сегодня оно доступно как никогда — и в печатном, и в электронном вариантах.

Однако белорусские предания все никак не выйдут из тени по­учительных рассказов других народов мира. И это обидно. Наши дети растут, как и мы в свое время, недополучая родного, национального. А ведь настоящие народные сказки — это не просто выдуманные истории. Они содержат в себе житейскую мудрость, готовят ребенка к выходу в свет исходя из наших устоев.

Нужно активнее пиарить уже известных героев, можно попробовать раскрутить новых, благо в нашей мифологии насчитывается не менее 500 персонажей! Больше хотелось бы видеть родных лиц и в репертуарах детских театров, новогодних праздничных представлений. Да, проблески. Молодежный театр эстрады, к примеру, скоро представит сказку для детей «Як літара Ў уратавала Каляды». В числе героев — известные представители белорусской мифологии Зюзя, Ляля, Жижаль, Мара. Но это, честно сказать, кап­ля в море.

Отдельная надежда — на рост сознательности производителей в первую очередь детской продукции. Ну почему на упаковках вместо очередного Спанч Боба не поместить, к примеру, нашего замечательного Нестерку?..

Многое зависит и от каждого из нас. Родителям, бабушкам и дедушкам надо преодолеть стереотипы и начать читать детям наши, пусть и гораздо менее известные сказки. Польза от этого будет не только подрастающему поколению, но и нам, уже взрослым людям. Александр Пушкин в одном из своих писем признавался:

«Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Вы только вдумайтесь: образованный человек, великий поэт не просто коротал время, слушая сказки, а «возна­граждал» ими «недостатки воспитания»!

Конечно, маленькие белорусы должны знакомиться с замечательными историями народов мира, на которых росли когда-то мы сами. Но не вместо белорусских, а вместе с ними. Вот из таких, казалось бы, мелочей и формируется национальное самосознание. Глядишь, и белорусский язык придет к нашим детям не в первом классе по указке учительницы, а мягкой, живой поступью сказочных персонажей.

Оксана МЫТЬКО