Классный час

Частное становится явным

В Минске растет количество негосударственных центров, оказывающих образовательные услуги для детей. Что предлагают такие учреждения, и почему не каждому коммерческому детскому саду или школе стоит доверять своего ребенка

По данным комитета по образованию Мингорисполкома, сегодня в столице работают 12 частных школ и детских садов, которые официально носят статус учреждения образования. Для сравнения: двумя годами ранее их насчитывалось 11. В основном речь идет об учебно-педагогических комплексах — учредитель предлагает услуги как дошкольного, так и среднего образования. Работают такие центры в соответствии с нормативными документами: ведут учебный процесс по утвержденным программам и стандартам Министерства образования Беларуси, учитывая требования санитарных служб, пожарной безопасности и прочее.

Еще один интересный момент — найти для старшеклассника коммерческую школу сложнее, чем, скажем, детский сад для малыша. Чтобы обучать ребят в 9-11-х классах и, соответственно, иметь право выдавать документ об образовании, необходимо пройти непростую процедуру государственной аккредитации. Затем подтверждать ее раз в пять лет. Решение о том, соответствует ли частная средняя школа заявленному статусу, принимает департамент контроля качества образования Минобразования.

Правда, Интернет изобилует рекламой так называемых частных центров и домашних детских садов (их более двух десятков, и растут они как грибы после дождя), которые также предлагают свои услуги. Но ничего общего, подчеркиваем, с учреждениями образования они не имеют. Это значит, что условия пребывания детей и программы, по которым они занимаются, могут вызывать сомнения!

Говоря другим языком

Класс с четырьмя учениками и английский в полтора года: чем привлекательны частные учреждения образования

Два года назад в Минске появилось учреждение образования частной формы собственности, в котором обучение и воспитание детей ведется как на английском, так и на русском языке (так называемая билингвальная система). Наш корреспондент отправилась туда, чтобы посмот­реть, как проходят занятия в учереждении и легко ли дается иностранный самым маленьким воспитанникам.

— Hello, my dear friends! How are you? (Здравствуйте, мои дорогие друзья! Как у вас дела?) — с такими словами директор частного детского сада-школы Елена Мищенко заходит в гости к своим подопечным.

В старшей группе детского сада ребята 4-6 лет. Они радостно встречают улыбчивого руководителя, хватают за руку и ведут показывать свои книжки-игрушки. При этом успевают заметить, что вчера у них состоялся большой праздник: Вика отмечала день рождения. Девочке исполнилось 5 лет, и по этому случаю прошла дискотека. Свой рассказ ведут на английском языке.

— Система образования в нашей стране хорошо отлажена, — говорит Елена Мищенко. — Однако, развивая частные учреждения и используя международный опыт, можно привнести что-то новое.

Сегодня ее молодое учереждение состоит из детского сада и начальной школы. В следующем году появится средняя.

Пока беседуем с директором, у дошколят начинаются занятия. У старшей возрастной группы они длятся 20 минут. Это время активного изучения английского языка с постоянной сменой деятельности: дети участвуют в обучающих и дидактических играх, занимаются по пособиям, потом усаживаются на ковер, где в непринужденной форме беседуют с воспитателем, — закрепляют выученные английские слова, рассказывают стихотворения.

— Есть и собственные авторские методики, которые активно применяем, используем интерактивные доски и мультиборды, — уточняет педагог английского цикла обучения Светлана Горбачёва. 

Например, чтобы английский алфавит запоминался с легкостью, воспитатели разработали специальные игры. Перед сном детям читают сказки на иностранном языке.

Кроме того, малыши дополнительно занимаются шахматами, музыкой и изобразительным искусством. Тоже на английском. Интересно проходит физкультура — воспитанники знакомятся с ушу и спочан. Последний вид спорта и вовсе вызывает бурю восторга у подопечных, он имитирует самурайский поединок на надувных мечах.

Елена Олеговна отмечает, что одна из трудностей при открытии частного учреждения образования — поиск подходящего помещения для занятий. По­этому зачастую учредитель старается арендовать здания бывших детских садов или школ. Этот билингвальный садик, к слову, соседствует с государственным. Постройку поделили пополам.

— У нас, педагогов, общая цель — воспитать достойного человека. Так что стараемся выстраивать дружеские отношения с коллегами, — улыбаясь, замечает Елена Олеговна. — В совместном пользовании музыкальный зал, который вместе готовим к праздникам, украшаем, а также пищеблок и спортивные помещения.

Для ребят здесь готовит собственный шеф-повар. Говорят, по-домашнему вкусно. При составлении меню могут использовать  специальную электронную систему MASHA, которая сейчас установлена и в государственных дошкольных учреждениях.

— Рацион разрабатываем с учетом особенностей наших воспитанников. Например, есть дети, которые абсолютно не едят мяса или продукты животного происхождения. Меню для таких ребят составляем индивидуально, — поясняет директор частного учреждения образования.

Чтобы посмотреть, как проходит обучение школьников, переезжаем в другой филиал, который находится в центре города. Сегодня в педагогическом комплексе функционируют 4 класса. Они малокомплектные — по 4-6 учеников. У каждого своя парта, отдельный шкафчик для хранения учебных принадлежностей.

— В школе ребята с 8:00 до 18:30. В первой половине дня занимаются по расписанию государственного учреждения образования. После обеда и прогулки на свежем воздухе проводятся дополнительные занятия: робототехника, шахматы, музыка, хореография и прочее. Все учебные предметы также ведем на двух языках — русском и английском, — делится Елена Олеговна.

— В начальной школе важно каждому ребенку уделить внимание. Подойти, проверить, как лежит тетрадка, правильно ли держит ручку. Когда в классе 20-30 человек, сделать это непросто, — говорит педагог русского цикла обучения Марина Гаркуша, которая ранее работала в государственной столичной гимназии. — В малокомплектных классах можно выстроить индивидуальную траекторию обучения.

В среднем обучение в коммерческих школах и детских садах обойдется родителям от 350 до 600 долларов или евро в эквиваленте в месяц.