Дорога к храму

Открытия в ликах

В художественном музее на выставке «Святые неразделенной церкви» — более 100 икон

Об этой святописи можно говорить только высокопарным слогом. Образы сияют неземной красотой, они, без сомнения, одухотворены силой небесной. На иконах — подвижники. Миссионеры и пастыри, короли и простые воины, ученые и монахи, люди разных сословий и разных судеб. Христианский фундамент европейской культуры.

Да, не первая выставка икон в нашем музее. Но чем отлична от прочих и столь притягательна?

Во-первых, такого проекта ранее не существовало. Он родился в начале 2016 года и получил мощный импульс к развитию после исторической встречи в Гаване Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Во-вторых, проект посвящен общим (!) для православия и католицизма древним святым. В-третьих, над ним работали иконописцы из 13 стран: архимандрит Зинон (Теодор), Александр Чашкин, Александр Корно­ухов, Олег Шуркус (все — Россия), Тодор Митрович (Сербия), Георгий Кордис (Греция), Виктор Довнар (Беларусь)…

Что стоит за понятием «неразделенная церковь»? Временем неразделенной церкви традиционно называют период до 1054 года, когда произошло размежевание христиан Востока и Запада. На церемонии открытия выставки яркую речь произнес протоиерей Федор Повный, настоятель Всехсвятского прихода Минска:

— Мы называем общество верующих в Иисуса Христа церковью. Мы говорим, что она не имеет территориальных и временных границ. И одновременно мы делим в своем сознании христианство на западное и восточное. И чем дальше отходим от первых веков христианства, тем больше чувствуем их взаимное охлаждение и даже противостояние. Художники-иконописцы вернули древним святым утраченные образы. В итоге мы пришли к ним, а они — к нам. Более того, они вступили в диалог с нами.

Протоиерей Федор Повный сравнил выставку с зерном, которое, прорастая, способствует сближению народов, их духовному очищению, а в итоге — укреплению мира на земле.

Читайте также:  Наш православный Север

— Здесь произошли символическая встреча церквей, уверение в единомыслии и единодушии, которое, увы, не случилось в жизни, но осталось на подсознательном уровне и закрепилось в желании этого единства, — сказал отец Федор. — Фундаментом для построения взаимоотношений западных и восточных верующих является Христос, а средствами — искусство и культура. 

Подавляющее большинство икон, представленных в музее, ранее не экспонировались. Минск стал первым городом, где они вышли к широкой публике. После белорусской столицы выставка отправится в путешествие по российским городам, а там, даст Бог, и по Европе.

Первое тысячелетие нашей эры — время неразделенной церкви. Благодаря людям, чьи лики мы видим на иконах, Европа стала сначала окраиной христианского мира, а затем центром христианской жизни.