Актуальный разговор в агентстве «Минск-Новости»

Да будет свет

Насколько бережно относятся минчане к потреблению электричества и как достичь взаимопонимания между потребителем и поставщиком энергии, рассказал директор филиала «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго» Андрей Шершень

— Андрей Петрович, как вы считаете, прошедший год стал годом сближения интересов минчан и вашей организации?

— Сразу скажу, что мы обслуживаем более 78 тысяч юридических лиц и предпринимателей, а также более 1,5 млн частных потребителей в Минске и Минской области. Наша деятельность заключается в сборе, обработке данных, а также обслуживании приборов учета и контроле за соблюдением правил пользования электроэнергией. Многие считают, что работа «Энергосбыта» заключается в поиске случаев хищения электричества и недоплат за его потребление. На самом деле не­много не так. Мы сводим все балансы потребления электрической энергии по Минску и Минской области, то есть нам известно, сколько, куда и когда поступило энергии в сеть и сколько ее израсходовали. Если обнаруживаем потери, начинаем анализировать и отрабатывать проблемный участок. В Минске с каждым годом проблемных вопросов становится меньше. По городу оплата потребленной энергии составляет около 100 %, чего, к сожалению, не скажешь про область.

— В чем причина такой дисциплинированности, на ваш взгляд?

— Думаю, в первую очередь — сознательность минчан. Не последнюю роль играет и уровень доходов в столице. И третье — более развитая транспортная сеть, поэтому наши контролеры чаще (2 раза в год) имеют возможность проверить показания счетчиков.

— Получается, что недобросовестным потребителям нет смысла прибегать к различным уловкам вроде магнита на счетчике?

— Абсолютно верно. Действительно, встречаются народные умельцы, которые ухитряются баловаться с магнитами на индукционных (механических) счетчиках. Только они не учитывают обратную сторону своих действий: воровство видно сразу. Во-первых, как уже говорил, мы контро­лируем конкретные цифры поступления, потреб­ления энергии и оплаты. Если они разнятся, значит, кто-то недоплатил, занизив показания счетчика, либо происходит банальное воровство. Если у кого-то потребление было плюс-минус по 200 кВт, а в последующие месяцы вдруг стало по 50, это подозрительно. Во-вторых, если счетчик намагнитить, то потом он начинает крутиться в обратную сторону. Уже отнюдь не в пользу хозяина. И получаем

письма-жалобы на неисправные приборы. Но нашим специалистам все и так понятно: людей, играющих с магнитом, мы ставим на контроль, а «Энергонадзор» выписывает штраф на внушительную сумму — 5-кратный размер причиненного ущерба.

Читайте также:  Завершить начатое

— Есть ли способы уйти от соблазна сэкономить за счет государства?

— Да, есть. Кроме того, что есть смысл заменить лампы накаливания на энергосберегающие. Кстати, в моей квартире таким образом получилось минус 70 кВт ежемесячно, необходимо поменять индукционный счетчик на электронный. В чем преимущества последнего? Если у механического погрешность в показаниях плюс-минус 2-2,5 %, то у электронного всего 1 %. Во-вторых, при передаче счетчика на наш баланс отпадает необходимость каждые 8 лет сдавать его на поверку и ремонт (учитывая износ механических деталей). Это станет уже нашей заботой.

До 2020 года мы приняли собственную программу модернизации средств учета. За свой счет предприятие меняет индукционные счетчики на электронные. В таких случаях приборы переходят в нашу собственность и мы полностью несем за них ответственность, занимаемся их обслуживанием.

— Значит, можно сказать, что к 2020 году все минчане получат новые современные приборы учета электроэнергии?

 — Мы к этому стремимся. Программа выполняется. Во всех новостройках установлены современные счетчики. Но надо понимать: средства на замену мы направляем собственные. И если на станции, генерирующей электроэнергию, случится чрезвычайная ситуация, то эти средства в первую очередь пойдут на ремонт той же турбины или другого оборудования. В любом случае, работа над программой продолжается, и мы надеемся, что она будет выполнена до конца. И тем не менее каждый собственник индивидуального прибора учета энергии может самостоятельно заменить его и передать нам на баланс. И тогда все вопросы по обслуживанию будем решать мы.

— Что бы вы посоветовали в плане экономии электричества?

— Пересмотреть свое отношение к потреблению. Мы должны понимать, что пришло время платить за всё, что потреб­ляем. К сожалению, еще у многих, в том числе и минчан, сохранилась память о советском времени, когда киловатты не считали. Но уже сегодня мы оплачиваем 85 % стоимости электроэнергии. А ведь каждой семье под силу заменить те же лампочки на диодные, покупать электроприборы с высоким классом энергоэффективности, не кипятить 1 л воды, когда требуется лишь одна чашка, стиральную машину загружать максимально.

Соблюдая такие нехитрые, в общем-то, правила, можно добиться ощутимой экономии в том числе содержимого своего кошелька.