Перекресток

Ведет на права

Работа у него такая: отправляться в путь с водителями, которые еще не имеют прав

В межрайонном экзаменационном отделе ГАИ ГУВД Мингорисполкома Александр Иванович трудится с 2010 года. Все это время принимает практические экзамены на право управления транспортным средством. Принципиальный, в меру строгий, общительный, располагающий к себе — так характеризуют спе­циа­лис­та его коллеги и выпускники автошкол.

— Несколько лет назад в экзаменационном отделе на улице Семашко принимали в день по 100-120 человек. Сегодня показатель снизился примерно вдвое, — рассказывает инженер-инспектор. — В основном это молодежь. Как правило, вождение лучше дается мужской половине. Хотя есть немало девушек, которые мастерски справляются с заданиями на маршрутах следования. Нужно проехать за рулем не менее 4 км и при этом совершить не более двух ошибок. Не допус­кается создание аварийной обстановки и изменение маршрута, определенного экзаменатором. То есть если я дал команду повернуть направо или развернуться, значит, так и нужно сделать. Мы же не просто катаемся по городу. Выпускники автошкол проходят испытательный маршрут в условиях реального дорожного движения. И вводные нужно выполнять.

— Ваши экзаменационные маршруты известны каждой автошколе. Наверняка преподаватели вместе с курсантами часами их обкатывают перед экзаменом в ГАИ…

— Да они на них ночуют! — улыбается собеседник. — Каждое утро спрашивают у нас: «Какой сегодня маршрут для плановых групп?» Кстати, всего разработаны и утверждены 27 городских экзаменационных маршрутов. К примеру, 21-й пролегает по улице Семашко, проспектам Любимова, Газеты «Правда» и другим магистралям. Он не самый сложный. Опасения у курсантов вызывают 23-й и 25-й маршруты, затрагивающие улицы Железнодорожную, Уманскую, К. Либкнехта, Р. Люксембург и другие. Они ближе к центру города, соответственно, интенсивность движения там намного выше, нежели в спальных районах. Заметил: выпускники авто­школ с большой опаской выезжают на транспортную развязку проспектов Дзержинского и Жукова. И час­то теряются там за рулем. Допустим, даю команду повернуть с кольца на таком-то съезде — 8 из 10 курсантов проезжают мимо поворота. И в этом также нужно винить специалистов, которые обучают вождению. Ничего особенно сложного в этой развязке нет.

— Вам приходится вмешиваться в процесс вождения?

— Если дело идет к созданию аварийной ситуации, то, конечно, я вмешиваюсь в управление. И здесь уже о положительной оценке речи быть не может. Многое в процессе обучения зависит от инструктора — от того, насколько он сам подготовлен и способен свои знания и опыт передавать другим.

— А спорные моменты на экзаменах бывают?

— Не без этого. Поэтому устанавливаем в салоне видеорегистратор. Этот прибор помогает избегать лишних споров. Он фиксирует происходящее не только перед ветровым стеклом, но и в салоне. Впрочем, я стараюсь доходчиво разъяснять курсантам допущенные на маршруте ошибки, чтобы не доводить ситуацию до конфликта.