Круглый стол в агентстве «Минск-Новости»

С книжкой вприпрыжку

Что сегодня читают девчонки и мальчишки? Какая детская литература наиболее востребована? Как найти книгу, которую не захочется выпускать из рук? Эти и многие другие вопросы обсуждали участники круглого стола в агентстве «Минск-Новости»

— Бытует мнение, что детвора, кроме SMS, сегодня ничего не читает. Так ли это?

Александр Бадак (далее — А. Б.): Сразу хочу успокоить: около 40 % литературы, которая у нас издается, относится к категории «детская». Это говорит о том, что ребята по-прежнему читают.

Татьяна Швед, директор ГУ «Централизованная система детских библиотек г. Минска»

Какие книги им интересны? Популярностью пользуются серии «Нашым дзеткам», «Жывая класіка дзецям», «Пазакласнае чытанне». В последнюю серию входят не только произведения из школьной программы, но и много другой литературы, которую ребята выбирают потому, что она действительно интересная. Стали визитной карточкой издательства и завоевали всеобщее признание книги серий, которые выходят у нас уже много лет: «Беларуская аўтарская казка», «Казкi XXI стагоддзя». На Национальном конкурсе «Мастацтва кнiгi — 2017» в номинации «Разам з кнiгай мы расцём» издательство получило сразу несколько дипломов.

Кстати, большинство детских книг мы выпускаем на белорусском языке.

— Многие родители сетуют, что белорусские книги проигрывают в иллюстративном плане…

А. Б.: Соглашусь, что у нас не всегда такие красочные страницы, как в изданиях серий «Феи Винкс», «ПопПикси» или «Муми-тролли»: финансовые возможности транснациональных компаний и отечественных издательств, сами понимаете, различаются в разы. Тем не менее у нас есть известный во всем мире художник Павел Татарников и другие талантливые иллюстраторы, создающие яркие образы для детских книг.

Елена Будай, исполняющая обязанности заведующей детской библиотекой № 2

Признаюсь, огорчает, что определенная категория читателей несколько скептично относится к национальной литературе, считая ее второстепенной по отношению к зарубежной. Владимира Короткевича, к примеру, иногда сравнивают с Вальтером Скоттом. При этом автора «Айвенго» ставят выше, чем создателя «Дикой охоты короля Стаха». Безусловно, шотландский писатель более известен в мире. Однако то, что его произведения не заменят белорусам романы и повести Короткевича, бесспорно.

Алена Масло (далее — А. М.): Я не только пишу для детей, но также занимаюсь изучением детской литературы. И, простите, считаю, что сравнивать литературу разных стран некорректно. Признак зрелого общества (как и зрелой личности) — это не сопоставление себя с кем-то, а сравнение себя с тем, кем ты был вчера.

Белорусское книгоиздание знало золотые времена. Издательство «Юнацтва», к примеру, когда-то было одним из лидеров по выпуску детской литературы не только на постсоветском пространстве, но и среди стран соцлагеря. Однако в годы перестройки для развития детской литературы в Беларуси наступил не самый лучший период. Лет десять-двенадцать назад наметились перемены: сейчас появляются новые авторы, интересные книги. Другое дело, что хочется гораздо большего, ведь национальная литература обладает значительным потенциалом: отечественные писатели и иллюстраторы успешно работают, в том числе за границей.

Татьяна Швед (далее — Т. Ш.): Радует, что минчане стали больше читать на родном языке. По итогам 2016 года книговыдача литературы на белорусском языке увеличилась на 10 тысяч экземпляров. Сборники на языке Коласа и Купалы спрашивают и молодые родители.

— Ассортимент детской литературы сегодня огромен. Какая книга, на ваш взгляд, должна стать первой? На что посоветуете обращать внимание при выборе?

Александр Бадак, директор издательства «Мастацкая лiтаратура», прозаик, поэт

Т. Ш.: Маленький ребенок непроизвольно тянется ко всему яркому и выбирает издания с красочными картинками. Я бы рекомендовала читать потешки, забавные четверостишия, небольшие народные сказки. В 10-й и 13-й библиотеках работают школы раннего развития, куда приходят мамы с детьми до 3 лет. По нашим наблюдениям, именно такая литература пользуется у них наибольшим спросом.

Родителям, на мой взгляд, следует подыскивать книги о том, что малышам интересно, и читать вслух. Это могут быть короткие истории о героях любимых мульт­фильмов. Мальчишкам наверняка понравятся книги о машинках и роботах, девчонкам — о принцессах и животных.

И еще один совет: любовь к книгам нельзя привить насильно. Если ребенок не хочет слушать, не лежит у него душа к чтению, заставлять не нужно. Необходимо подобрать сборник, который заинтересует содержанием или иллюстрациями.

А. М.: Мы не ожидаем, что все дети, посещая уроки физкультуры или рисования, станут олимпийскими чемпионами или великими художниками. А книгу не по возрасту или не по уровню развития ребенку предлагаем и возмущаемся, что он не любит читать. Взрослым следует помнить о том, что чтение имеет разноуровневое восприятие. Все мы разные.

А. Б.: Универсальная литература для чтения — народные сказки. Они шлифовались столетиями, поэтому актуальны во все времена. Народный фольклор понятен детям и богатых, и бедных. В сказках отражается вся мудрость народа, его душа, поэтому их слушают и крохи, и дети постарше, и непоседы, и более спокойные малыши.

Ольга Кондратьева (далее — О. К.): Важно разделять понятия «навыки чтения» и «любовь к чтению». Это разные вещи. В первом случае речь идет о требованиях школьной программы, включающих скорость, правильность и понимание прочитанного, во втором — о доброй привычке.

— В каком возрасте следует знакомить ребенка с буквами и слогами?

Алена Масло, литературный редактор журнала «Качели», писатель

О. К.: Обучать кроху чтению в 2-3 года не советовала бы: ни физиологически, ни психологически он к этому не готов. Однако встречаются и вундеркинды, которые рано начинают складывать буквы в слоги, слоги — в слова, слова — в предложения. Самостоятельно прочитанное, пусть всего в несколько строк, произведение вызывает у малыша настоящую гордость. Причем первоначально родителям необязательно замечать погрешности. Наоборот, следует похвалить чадо, поблагодарить за усидчивость. Одно неосторожное слово или некорректное замечание, сказанное взрослым, может надолго лишить интереса к чтению.

Читайте также:  Как карта ляжет

— Хорошая книга — друг и помощник, гласит мудрая поговорка. Какая детская литература наиболее востребована сегодня?

Елена Будай (далее — Е. Б.): Библиотекари обратили внимание, что в последнее время родители спрашивают литературу о добре, милосердии, сопереживании. Общество меняется, взрослые стараются прививать детям такие качества. Хорошие книги в этом деле первые помощники: можно долго объяснять, что так нельзя или так плохо, но когда ребенок проживет с героем определенную ситуацию, поставит себя на его место, придет осознание поступка. Воспитание через книгу наиболее действенно. Чтение классической литературы позволяет ребенку самому выстроить картинку, систему образов, развивает способность к творчеству и анализу.

— Часто ли юные минчане наведываются в библиотеки? Как привлекаете новых читателей?

Т. Ш.: Наше учреждение объеди­няет 18 детских библиотек, которые обслуживают более 119 тысяч читателей в год. Преимущественное большинство из них (85 %) — ребята до 15 лет.

Ольга Кондратьева, специалист комитета по образованию Мингорисполкома

Дети активно используют социальные сети, и мы расширяем границы общения — создаем свои аккаунты. Недавно, к примеру, проводили республиканский конкурс «Творы Купалы i Коласа нас вучаць Радзiму любiць», условия размещали в Интернете. Многие ребята заинтересовались, присылали фотографии, посвященные произведениям классиков. Победители получили грамоты и призы.

Библиотека всегда была социально-культурным центром. Сегодня мы ищем новые формы работы с читателем. По опыту коллег из Санкт-Петербурга хотим проводить литературные чтения, на которых присутствовала бы собака-слушатель. Детворе, особенно тем девчонкам и мальчишкам, у которых еще не получается быстро складывать слоги, нравится, что четвероногий друг не делает замечаний, и они с удовольствием читают ему вслух.

Постоянно проводим тематические мероприятия, организуем литературные гостиные. Каждая такая встреча уникальна, ведь для ребенка писатель — выдающаяся личность. Они смотрят на автора как на волшебника и, знакомясь с новой книгой, ощущают себя причастными к чуду.

Недавно вернулась с I Евразийского форума детской книги в Москве, организованного Фондом поддержки и развития детской литературы. Именно наши книги стали темой встречи: Беларусь остается лидером на постсоветском пространстве по выпуску детской литературы. В рамках форума также состоялась презентация книги нашего земляка Владимира Мозго «Слоны с Луны», изданной организаторами.

— Налажено ли взаимодействие между детскими библио­теками и учреждениями образования?

Е. Б.: Мы активно сотрудничаем. Рядом с библиотекой расположены 63-я и 73-я школы, 18-я гимназия. Организуем для школьников встречи с писателями, проводим классные часы.

В нашей библиотеке обслуживают 6,3 тысячи читателей. С 2011 года работает творческая мастерская для детей «Разам чытаем — разам ствараем». Как правило, сотрудники выбирают новое произведение или книгу, по мотивам которой ребята рисуют, мастерят поделки, готовят постановки.

— Что, на ваш взгляд, влия­ет на формирование любви к чтению?

О. К.: Недаром говорят: ребенок учится тому, что видит у себя дома. Если родители читают, то и у детей сформируется привычка проводить время с книгой. Даже программное произведение можно прочитать вместе с ребенком — проговорить с ним сюжет, определить основную мысль.

Помните рассказ Валентины Осеевой «Плохо»? Его суть в том, что мальчики стояли и смотрели, как собака лает на котенка. Женщина спасла его, отругала мальчиков. Те удивились: «За что? Мы ничего не делали!» «Вот это и плохо!» — ответила женщина. Коротенький рассказ — яркая иллюстрация неоднозначности восприятия прочитанного. С одной стороны, мальчиков можно назвать черствыми, бессердечными, с другой — они не стали рисковать: собака могла их укусить. Именно такие моменты важно обсуждать с детьми, формировать у них культуру поведения, жизненные ценности.

А. М.: Книга — связующее звено между детьми и взрослыми. Она ненавязчиво подсказывает, не поучая учит, затрагивает острые темы. Обсуждение прочитанного всегда может стать предметом разговора между детьми и родителями.

А. Б.: Воспитать в человеке читателя — не самое важное. Главная задача литературы — воспитать в человеке человека. Привить ему любовь к природе, Родине, окружающему миру.

В 2020 году в России состоится 37-й Международный конгресс по детской и юношеской книге, решение о проведении которого было принято на Болонской книжной ярмарке (Италия). Мероприятие подобного рода организуется в Российской Федерации впервые, поэтому идет серьезная подготовка. Первым этапом стал Евразийский форум детской книги, собравший писателей, издателей, переводчиков, критиков, библиотекарей из стран евразийского пространства.

Как привить ребенку интерес к чтению?

Метод Кассиля

Подойдет для ребенка, который читает уже довольно свободно, но делать этого не любит. Нужно выбрать текст с ярким сюжетом, читая который, родитель останавливается на самом интересном месте. Потом оказывается, что у мамы и всех домашних категорически нет времени продолжить. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу сам и потихоньку втягивается.

Метод детского психолога Искры Даунис

Однажды ребенок просыпается и находит у себя под подушкой, скажем, письмо от Карлсона. Тот сообщает, что хочет с ним дружить и что для него есть подарок, который спрятан там-то. Подарок действительно есть.

На следующее утро сынишка или дочка обнаруживают еще одно послание. Оно уже немного длиннее. Карлсон пишет, что, к примеру, хотел прислать билеты на детское представление, но видел, как он (или она) не слушался маму, и потому со спектаклем придется подождать. С каждым днем письма становятся все содержательнее, а чтение вызывает у ребенка радость.