Факты. Анализ. Комментарии

Работы хватит всем

В начале года принято подводить итоги и строить планы на будущее. Об этом компетентно и по существу

Михаил Мясникович, председатель Совета Республики Национального собрания:

— Парламенту предстоит серьезная работа по внесению изменений и дополнений в законы Республики Беларусь. В первую очередь это кодексы Республики Беларусь — налоговый, гражданский, жилищный, банковский. В развитие норм Декрета о предпринимательстве также предстоит принять Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Корректировке подлежат законы «О защите прав потребителей», «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» и другие. Я назвал лишь ключевые законы, которые на слуху и с которыми нам предстоит работать. В целом же для реализации поручений, содержащихся в названных декретах, и поручений Президента Беларуси изменений и дополнений требуют около трех десятков законодательных актов. С подписанием Декрета «О развитии цифровой экономики» Беларусь становится в IТ-сфере своего рода аналогом Сингапура, играющего огромную роль в глобальных финансах. Создаются беспрецедентные условия для развития IТ-индустрии, привлечения в нашу страну крупнейших международных корпораций, как модно говорить, акул финансового рынка. Мы рассчитываем на формирование прочного доверия наших потенциальных партнеров, значительный рост их интереса к работе в Беларуси. Уверен, что эффект от подписанных декретов будет весомым и, самое главное, ощутимым для нашей экономики, в целом для каждого белоруса. Ведь расширение спектра и объемов работ в IТ-сфере — это дополнительная валютная выручка, новые высокоинтеллектуальные рабочие места с высокой добавленной стоимостью, развитие сферы услуг с низкой материало- и энергоемкостью. Цифровизация направлена на все сферы нашей деятельности: промышленность, банковский сектор, медицину, образование, науку и другие. Сейчас все чаще говорят о применении технологии «блокчейн». Не исключено, что в среднесрочной перспективе ее можно будет использовать и в законодательстве. На первом этапе — для автоматического анализа законодательной базы и исключения дублирования отдельных норм, а в последующем — для того чтобы автоматизировать и сам процесс исполнения законов. Такие подходы сегодня активно обсуждают не только в Беларуси, но и в других странах, например в России. Речь идет об исполнении норм законодательства без вмешательства человека, автоматически, с помощью специфических смарт- и других «умных» контрактов. Все это значительно упростит работу с законами, сделает этот процесс открытым и прозрачным. При этом минимизируются человеческий фактор, злоупотребления и так далее. Пока это еще идеи, над которыми необходимо серьезно работать и не впадать в иллюзию, что все уже решено и завтра наступит светлое будущее. Предстоит огромная целенаправленная и во многом неизвестная работа.

Подготовлен ряд проектов правовых актов, которые направлены на совершенствование работы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе разрабатывается новая редакция Жилищного кодекса. На совместном заседании Президиума Совета Республики и Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики принят ряд конкретных решений по совершенствованию правовых, организационных и экономических основ развития и деятельности жилищно-коммунального хозяйства, которые мы передали правительству. Изучение вопросов ЖКХ в Совете Республики выявило целый ряд и других задач, требующих решения. Это в первую очередь водное хозяйство и капитальный ремонт жилого фонда. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги, безусловно, дело важное, но по ним есть решения Главы государства. Что касается водного хозяйства, то считаю, что пресная вода — это наше огромное национальное достояние. Как лесные ресурсы и калийные соли. Ему надо уделять больше внимания. В последние годы по этим проблемам серьезных научных исследований не ведется, нет единой системы управления. Из-за этого во многом участились факты нерационального водопользования, загрязнения водоносных горизонтов, примитивного водного регулирования. Не следует в отрыве от этих вопросов рассматривать мелиорацию и гид­ро­энер­ге­ти­ку.

Капитальный ремонт жилищного фонда — важнейшая государственная задача. Пока ситуация некритичная, потому что жилье относительно новое. Но что будет завтра? Президент страны Александр Григорьевич Лукашенко на семинаре по вопросам ЖКХ четко поставил задачу по замене и ремонту лифтов. Такого же внимания требуют инженерные системы и несущие конструкции жилых домов. Побелить, покрасить — у нас проблемы нет. А вот серьезными инженерными делами Минжилкомхозу надо заниматься предметнее. Предложения по капитальному ремонту жилья Советом Республики в правительство направлены.

Президентом Беларуси утвержден план подготовки законопроектов на 2018 год. В соответствии с документом будут подготовлены и внесены в Палату представителей Национального собрания 39 проектов законов. При этом 6 законопроектов являются принципиально новыми: «О платежных услугах в Республике Беларусь», «О персональных данных», «Об электроэнергетике», «О радиационной безопасности», «Об охране и использовании болот (торфяников)» и «О судебно-экспертной деятельности».

Кроме того, в 2018 году будут подготовлены и внесены на согласование Президенту 2 концепции проектов законов — «О государственных организациях и хозяйственных обществах с участием государства» и «О предупреждении насилия в семье».

____________________________________

Владимир Гусаков, председатель Президиума НАН Беларуси:

— В 2017 году мы завершили реализацию многих значимых проектов. Создали офисный суперкомпьютер с огромной мощностью — 20 трлн операций в секунду. Презентовали экспериментальный образец белорусского электромобиля, продолжаем работу в этом направлении. Кроме того, завершаем создание суперконденсатора — супернакопителя энергии для электротранспорта. Продолжается строительство нашей станции в Антарктиде. Есть целый ряд других разработок — это и новейшие сорта растений, и фармацевтические препараты прорывного действия, которые не уступают зарубежным аналогам. Принято решение о создании «Бел­Био­гра­да». Это имеет для нас особое значение. «БелБиоград» — это крупный научно-производственный парк, где будут одно­вре­мен­но выполняться фундаментальные исследования и создаваться инновационные производства, на которых будут внедряться разработки Академии наук. Для этого мы будем привлекать инвестиции.

Считаю, что нам в этом году удалось очень многое. Наши археологи нашли древние артефакты, которые свидетельствуют о том, что славяне на территории Беларуси появились на 200 лет раньше, чем предполагалось ранее. Для нас эти исследования тоже имеют большое значение, особенно для укрепления основ белорусской государственности. Еще один значимый результат — создание целого ряда противоопухолевых препаратов, препаратов гипотензивного действия. Среди них есть препарат, который является золотым стандартом в мире и по своим качествам превосходит зарубежные аналоги. Также мы приступили к разработке нового космического аппарата. Взаимодействие науки и производства — вечная тема. За последнее время нам удалось продвинуться вперед в этом плане. Мы наладили очень тесные отношения с рядом предприятий, среди которых БелАЗ, МАЗ, МТЗ. С некоторыми из них мы создали научно-практические центры, совместные лаборатории. Считаю, что на предприятиях тоже должна быть своя отраслевая наука. НАН не должна концентрировать в себе практически всю науку страны. Наука должна развиваться на предприятиях, в отраслях, регионах.

Фундаментальные исследования, конечно, должны выполняться в Академии наук и в университетах, а не на предприятиях. У фундаментальной науки свои специфика и закономерности. У нее длительный срок окупаемости, а это предприятиям невыгодно, им необходим быстрый эффект. Но без фундаментальных исследований развитие науки в целом, конечно, невозможно. Фундаментальная наука создает базу, потенциал, задел на будущее. Потом, после выполнения фундаментальных исследований, когда проблематика проработана, на этой базе формируется программа прикладных исследований. Такие программы уже могут формироваться в отраслях, на предприятиях, в министерствах. Затем в результате прикладных исследований создаются разработки, которые внедряются в производство.

____________________________________

Ирина Костевич, министр труда и социальной защиты:

— Мы живем в XXI веке, это время высоких скоростей. Когда женщина сидит три года в декрете, она отстает профессионально, выпадает из обоймы. Но многое зависит от женщины. Виртуальное образование позволяет повышать свой профессиональный уровень по многим направлениям дистанционно. Кроме того, выходить из декретного отпуска можно и раньше. Или выйти на полставки, при этом будет сохраняться пособие по уходу за ребенком. Я вернулась к работе после рож­де­ния второго ребенка, когда ему был 1 год и 4 месяца. И не жалею.

Напомню, мы прорабатываем вопрос о введении обязательного отпуска на несколько дней для отцов. Он будет неоплачиваемым. Его имеет право взять мужчина, который хочет помочь супруге в этот непростой период. И если он решил, то наниматель обязан будет предоставить такой отпуск.

Касательно трудового стажа тех мам, которые родили 4 детей: увеличение его с 9 лет до 12 не планируется. Этот стаж нельзя исчислять детьми, он измеряется годами, когда ты находишься в декретном отпуске. К примеру, я родила двух детей, а в декретном отпуске находилась только три года и четыре месяца.