Образование

И швец, и кулинар, и столяр

Легко ли женщине учить мальчишек на уроках труда мужской работе

Мы уже давно привыкли к тому, что на уроках труда существует гендерное разделение: мальчишками занимаются мужчины, девчонками — женщины-педагоги. Но в 141-й школе ситуация другая. Парней пилить, строгать, сверлить учит Татьяна Змачинская.

В учреждении образования Татьяна Иосифовна преподает более 13 лет. Спешим к ней на урок. В кабинете технического труда работа кипит вовсю. У стола наставника — очередь. Шестиклассники учатся управляться с дрелью. Для многих мальчишек это первая встреча с серьезным инструментом.

В течение урока еще успевают, стоя за верстаками, вкрутить пару-тройку шурупов и поработать рубанком. На выходе получается интересное изделие — подставка для книг и карандашей (два в одном).

— Я все сделал! Можно следующее задание? — бойко вскакивает со стула и тянет руку паренек с первой парты.

Но Татьяна Иосифовна объявляет, что занятие близится к завершению.

Ребята убирают рабочие места, дежурные наводят порядок в мастерской, а учитель оценивает готовые изделия школьников и выставляет отметки.

— Сегодня лишь 8 баллов. Эту сторону рубанком следовало подправить, а здесь шуруп получше закрепить, — сокрушается шестиклассник Никита, показывая ошибки на своей деревянной подставке.

Говорит, трудился бы в мастерской целый день. Одно занятие проходит слишком быстро. А столько еще хочется сделать и придумать.

Татьяна Змачинская с детства любила уроки домоводства. Будучи школьницей, научилась кроить, шить, вязать, готовить. И поступала в индустриально-педагогический техникум с твердым намерением стать учителем труда у девочек.

— Однажды попала на практические занятия по слесарному делу. Мне так по­нравилось! Спустя два года учебы получила разряд слесаря, столяра и швеи. Даже победила в конкурсе на звание лучшего слесаря, — вспоминает Татьяна Иосифовна. — Я, единственная девушка, соревновалась на равных с парнями. Нужно было изготовить гайку-барашек из квадратного куска металла, используя только ножовку и напильник. На все отводилось четыре часа.

В 141-й школе есть столярная и слесарная мастерские. В последней мальчики приобретают навыки работы с металлом. Например, в пятом классе режут, накручивают проволоку, в шестом знакомятся с тонколис­товым металлом. Из жестяных банок от кофе делают объемные предметы — шкатулки, игрушки.

— В столярной запланировали сделать ремонт верстаков: поменяем зажимы, чтобы ребятам было удобнее практиковаться, — ведет по кабинетам учитель.

В школе Татьяна Иосифовна большую часть времени проводит с мальчишками, а вот дома ее ждут две дочери.

— Когда девочки были маленькими, мас­терила для них кукольные домики. Чертила проект, продумывала все детали, вплоть до карнизов и оконных проемов, — рассказывает Татьяна Змачинская. — Мужскую же работу по дому выполняет супруг. Считаю, мальчишек с раннего возраста следует приучать к тому, чтобы они были в состоянии сделать мелкий ремонт в своей квартире — независимо от образования и места работы.

Воспитанники Татьяны Иосифовны участвуют в республиканской олимпиаде по трудовому обучению. Учитель считает: чтобы победить в этом состязании, школьник должен не только уметь работать руками, но и обладать хорошими знаниями по математике, физике и химии.