Колесо обозрения

Экзамен держит авто

Техосмотр по правилам: шаг за шагом

На диагностическую станцию № 210 приехал ближе к вечеру. У ворот собралось несколько машин. Невольно вспомнил времена, когда за получением допуска на участие в дорожном движении выстраивались длинные очереди. Впрочем, тогда и станций было гораздо меньше.

— Сегодня услуги по государственному техническому осмотру в Минске оказывают 30 станций. Еще 34 находятся на территории столичной области, — отметил начальник филиала УП «Белтехосмотр» в городе Минске и Минской области Александр Кудрявцев. — Все они оснащены современным диагностическим оборудованием. На осмотр можно записаться заранее, позвонив по телефону либо воспользовавшись системой онлайн-записи клиентов.

Техосмотр начинается с оформления документов. Если с этим все в порядке, отправляемся на диагностическую линию. Весь технологический процесс отслеживают камеры видеонаблюдения. На всё про всё уходит около 15 минут. Для грузовых машин требуется больше времени.

Примерно 10-15 % транспортных средств с первого раза не проходят техосмотр.

Заезжаем внутрь и медленно, как по конвейеру, движемся по прямой до противоположных ворот. По пути совершаем 3 остановки. Каждый раз внимательно слушаем команды диагностов.

На линии проверяют автобус «КАвЗ-3271». Такие не часто встретишь на дороге. Машине 26 лет, но она на ходу. Обслуживает работников одного из сельхозпредприятий Минского района. Колеса автобуса заехали на ролики. Проверяют тормозную систему. Расхождение на одной оси между усилиями колес составляет всего 4 %. По словам специалистов, это отличный показатель. Не каждая легковушка сможет этим похвастать. Однако экзамен еще не окончен.

— Раритетная техника к вам часто заезжает? — интересуюсь между делом.

— Среди постоянных клиентов отмечу владельца автомобиля ГАЗ-21 «Волга», — рассказывает начальник диагностической станции Сергей Булатовский. — Машину, которая сошла с конвейера в 1960-х годах, минчанин содержит в идеальном состоянии. Четвертый год подряд приезжает на техо­смотр и каждый раз его раритет на колесах получает разрешение участвовать в дорожном движении.

Автобус, как вскоре выяснилось, экзамен не сдал. Мы же будем исследовать легковой Opel Astra.

Пост № 1. По команде инженера по техническому осмотру транспортных средств Михаила Горбача водитель включает ближний, затем дальний свет фар, указатели поворотов, фонарь заднего хода, звуковой сигнал. С бачка омывателя на ветровое стекло подается жидкость. Проверяем работоспособность замка капота, крепление аккумуляторной батареи. Убеждаемся в наличии охлаждающей и тормозной жидкости в бачках, нет ли подтеков в топливной системе и гидравлике. С этим все хорошо. Как, впрочем, нет претензий у диагнос­та и к состоянию кузова, стекол и световых приборов.

— Не допускаются сквозные отверстия в кузове, а также трещины на ветровом стекле со стороны водителя в зоне действия стеклоочистителя, фарах ближнего и дальнего света, — обращает внимание Сергей Булатовский. — В последнем случае нарушается герметизация, в приборах скапливается влага.

При повторном проведении гостехосмотра проводятся контрольно-диагностические работы только в отношении узлов, систем, внешнего вида и комплектации транспортного средства, которые при предыдущем проведении гостехосмотра признаны не соответствующими требованиям ТНПА.

Тем временем Михаил Горбач проверил исправность огнетушителя, ознакомился с комплектацией аптечки, убедился в наличии знака аварийной остановки.

Читайте также:  Вернемся к нашим баранкам

Открываем двери салона. Ремни безопасности на месте, не повреждены, водительское сиденье легко регулируется, проверяем фиксацию пробки топливного бака.

— В топливной системе этого автомобиля используется дизельное топливо, — поясняет инженер по техосмотру. — Значит, будем проводить измерительный контроль дымности отработавших газов. В техпаспорте новых машин указывается экологический класс. В документе к Opel Astra этот показатель не значится. Поэтому замеры проведем согласно классу Евро-0.

Просим водителя нажать на педаль газа. Всего делаем 6 измерений. Они проводятся в автоматическом режиме без вмешательства инженера и отображаются на мониторе.  По экологическим показателям автомобиль проходит проверку.

На посту № 2 производим замер удельной тормозной силы. Для этого легковушка заезжает передними колесами на тормозные ролики.

— Плавно нажимаем на педаль тормоза и доводим ее до упора, — командует Михаил Горбач. — Относительная разность тормозных сил колес передней оси составляет 24 % при допустимых 30 %. Советуем водителю обратить внимание на правое колесо. Куда лучше показатель для задней оси. Там разность составляет 19 %. Проверяем работоспособность стояночного тормоза. Водитель плавно затягивает ручник. Зад машины поднимается, затем плавно опускается, удельная тормозная сила — 24 %. Значит, с ручником тоже все в порядке.

Пост № 3. Здесь проверяют состояние элементов подвески и карданной передачи, рулевого управления, систем двигателя, нет ли подтеканий тормозной и гидравлической жидкостей.

Важный момент: на колесах в эту пору должна быть зимняя резина. У нашего авто Opel Astra шины имеют маркировку «М + S». Высота протектора достаточная.

В завершение проверяем регулировку света фар. С правой все в порядке. Зато у левой, как установил прибор, световое пятно выше светотеневой границы. И это повод снова приехать на станцию диагностики. Сегодня техосмотр не пройден. Водитель расстроен. Ведь оставался один шаг до заветного штампа в сертификате. Успокаивает, что устранять нужно только одну не­исправность.

— Казалось бы, мелочь. Однако на дороге неотрегулированная фара слепит встречных водителей, что может привести к ДТП, — объясняют специалисты.

— Чаще всего в ходе проведения конт­роль­но-диагностических работ выявляются несоответствия в тормозной системе, — подытожил Сергей Булатовский. — Некоторые водители почему-то считают, что ручник и вовсе не нужен. Хотя еще во время сдачи практического экзамена в ГАИ, на эстакаде, можно было понять, как важно это устройство. Бывали случаи, когда техосмотр не проходили автомобили после ремонта тормозной системы на СТО, не имеющих тормозных стендов.

В 2017 году разрешение на допуск к участию в дорожном движении на диагностических станциях Минска получили 465 117 транспортных средств.