Арт-среда

По ОБЪЕКТИВным причинам

Почему некоторые фотографы по-прежнему предпочитают снимать на пленку, и во что обходится такое увлечение

Оказывается, в Минске есть целое сообщество фотографов, работающих по старинке. Оно, правда, сгруппировано на просторах Интернета, но официальной организации, наподобие фотоклуба «Мiнск», к сожалению, нет. Фотошколы (они же пространства аналоговой фотографии) ­обучают работе и с пленкой, и с цифрой. Авторские курсы проводят мастера Владимир Сутягин, Максим Шумилин, Егор Войнов, Евгений Отцецкий. Предлагают и новые формы обучения, к примеру игровые. Так, Егор Войнов запустил в Instagram под тегом ­#игравфотографию творческое соревнование. Участником может стать каждый.

— Если у вас нет камеры, не беда, можно взять напрокат, чтобы понять, подходит ли вам увлечение фотографировать на пленку, ведь процесс довольно кропотливый и трудоемкий, — пояснили в одной их фотошкол Минска. — Курсы, мастер-классы и лекции проводим в одном из бывших помещений завода «Горизонт».

На вопрос о том, популярно ли это искусство среди минчан, работники фотошколы восклицают:

— Конечно! К нам приходит много молодых. Это, судя по всему, модно. А вообще аудитория самая разная — от 12 до 60 лет.

Здесь же помогут проявить пленку или расскажут, где достать необходимые атрибуты для домашней фотолаборатории. Можно записаться в библиотеку и бесплатно брать домой альбомы с фотошедеврами и другие книги по визуальному искусству. Курсы по пленочной фотографии, которые, как выяснилось, пользуются большой популярностью, длятся от четырех месяцев.

В кадре

— Моя любовь к фотографии родом из детства. Сначала увлекалась рисованием. А мой дедушка снимал на фотоаппараты «­Киев» и «ФЭД», заинтересовал и меня. При свете красного фонаря ванная комната обычной хрущевки превращалась в лабораторию алхимика. Это было очень зрелищно и любопытно, особенно для ребенка, — делится воспоминаниями выпускница одной из школ аналоговой фотографии Елена Селькина.

На ее кадрах — обилие красноречивых акцентов. Эмоции, заметные лишь глазу художника. Особенность пленочных снимков в том, что фон на портретах получается размытым и без специальной обработки. В среде фотографов это так называемый эффект боке. На первый план всегда выходит человек, а перспектива получается воздушной, легкой. Цвета на снимке сохраняются мягкими, легко переходящими друг в друга. Это действительно сродни живописи.

Работа с пленкой, как и с палитрой красок, — медленная, требующая внимания и вдумчивости. Невозможно сделать 500 снимков и выбрать один — так и целого состояния не хватит. Пленка — недешевое удовольствие. Нужно продумывать каждый кадр. Предвидеть мгновения.

Читайте также:  Фигура что надо

Снимать на пленку Елена стала в 2014 году. Тогда и познакомилась с проявкой и ручной печатью.

— Я кружила по парку Горького, щелкала затвором старенького «ФЭДа», — вспоминает девушка.

Елена стала искать книги и альбомы признанных мастеров фотографии, посещать авторские курсы. Но и теперь, имея портфолио, заказы, контакты и имя, продолжает учиться каждый день.

Многие, завидев человека со стареньким «Зенитом», удивляются: а что, пленку еще продают? Еще как! Выпускают повсеместно.

— У каждого фотографа, работающего с пленкой, есть современная «зеркалка» или смартфон, на которые они снимают чаще всего. Но среднеформатная камера вместе с пленкой в 120 мм дают совершенно другую картинку, более живописную, — замечает Елена.

Но тут же уточняет: пленочная фотография сегодня — явление не коммерческое, а для души. Творчество в чистом виде.

За кадром

Как человек, увлеченный фотографией, я решила проверить, насколько это дорогое удовольствие. На сайте объявлений, где продают камеры б/у, к примеру «ФЭД-2» и «Зенит», можно найти фотоаппарат за 30 руб­лей. А за камеру «Киев» 1990 года выпуска в полной комплектации просят уже 180 руб­лей. Раритетный Leica 1935 года предлагают как коллекционный предмет, но в полной боевой готовности, за 685 рублей. Дороговато, конечно. Ведь непонятно, сколько он прослужит.

— Профессиональные фотографы предпочитают среднеформатные модели зарубежных фирм Rolleiflex и Hasselblad. Но стоят они, правда, новенькие, от 2 000 руб­лей, — поясняет Елена Селькина.

Что касается пленки, то среднеформатная на 36 кадров обойдется примерно в 16-18 руб­лей. Если надумаете проявлять кадры сами, придется закупать оборудование. Благо на тех же барахолках его достаточно. Первым делом понадобится фотоувеличитель. Главное, на что рекомендуют смотреть при покупке, — состояние линз. Польский «Крокус» отдадут за 100 рублей. Потребуются также бачки, щипцы, ванночки… И, конечно, фотобумага, которая стоит в среднем от 1 рубля за 25 листов и до 25 рублей за 50 листов в зависимости от плотности, формата, типа поверхности, толщины. Не стоит забывать о про­явителе и фиксаже.

Чтобы начать заниматься пленочной фотографией, потребуется как минимум 50 рублей — на пленку и фотоаппарат.