Образование

Школьный всеобуч

Экзамены в 5-е классы гимназий отменили. Какова дальнейшая судьба элитных учреждений, и как собираются отбирать в них учеников

Президент Беларуси Александр Лукашенко 25 января подписал Указ № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них». Документ уже называют революционным. Как отметили в Министерстве образования, он поспособствует повышению качества знаний детей, так как возможностей для развития способностей школьников в любом учреждении станет больше.

Отбор в гимназические классы планируется проводить после 9-го класса

Четвероклассники, которые учатся сейчас в гимназии, нынешним летом не будут сдавать вступительные испытания для перехода в пятый класс. Они могут продолжить обучение здесь или вернуться в обычную школу по месту жительства. Разница между этими учреждениями благодаря новому документу практически исчезнет.

— В любом учреждении общего среднего образования независимо от его вида предоставят возможность изучать предметы на повышенном уровне, — рассказала заместитель министра образования ­Раиса Сидоренко.

— Мы предлагаем эти часы освободить от привязки к одному лишь иностранному языку. Дополнительные уроки в гимназиях останутся, но учреждения смогут решать самостоятельно, по каким предметам, с учетом пожеланий родителей и учащихся. К примеру, по математике, физике или языкам. Замечу: такая возможность отныне появится и у обычных школ, — подчеркнула Раиса Сидоренко.

По словам замминистра, эта идея возникла отнюдь не спонтанно. В 2015-м в школы вернули профильное обучение, то есть в 10-м и 11-м классах дети в обычных учреждениях образования получили возможность изучать выбранные предметы на повышенном уровне. Именно в таких классах, как показал анализ, занимаются 25 % победителей рес­публиканских и международных олимпиад.

— Результаты ЦТ также говорят о том, что уровень знаний выпускников профильных классов приближается к уровню гимназистов, — констатировала Раиса Сидоренко.

Министерство образования намерено усилить профильную составляющую в школах. И заранее готовить детей к осознанному выбору предмета для углубленного изучения в старших классах.

— Будем развивать допрофильную подготовку в 5-9-м классах, чего раньше не было, — заметили в ведомстве. — Ребенок сможет проверить свои способности в отношении разных предметов и сделать осознанный выбор.

Через два года в Беларуси введут национальный экзамен. Его предстоит сдавать выпускникам 9-х классов. На основании полученных результатов школьников будут зачислять в профильные ­10-й и ­11-й классы обычных школ или в гимназические.

Принимать детей в 1-й класс гимназий будут по месту жительства родителей

Однако жестко придерживаться территориального признака не предполагается. Если в учреждении образования остаются свободные места, на них могут претендовать дети со всего города.

Например, такой подход планируется применять при зачислении школьников в белорусскоязычные учебные заведения.

— Местные органы власти каждую весну определяют, какие микрорайоны, дома закреплены за конкретным учреждением образования. Обычно такая работа проводится в апреле. В нынешнем году, думаю, она начнется раньше, — пояснили в Министерстве образования.

По мнению Раисы Сидоренко, ребенка, который идет в 1-й класс, нужно отдавать учителю, а не отправлять в учреждение с красивой вывеской. Именно педагог начальной школы прививает детям интерес к учебе.

С 2008 года учебная программа обычных школ и гимназий стала абсолютно одинаковой. Различие заключалось лишь в одном — в гимназиях на изучение иностранного языка выделялись дополнительно 2 часа в неделю. Теперь и эта разница исчезнет. Теперь и эта разница исчезнет.

Как у них

Лариса Пацукова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель Олимпиадного центра МБОУ «Центр образования № 20» г. Тулы:

— Наше учреждение некогда называлось гимназией № 20. Затем их упразднили, и в Тульской области создали центры образования (ЦО), в которые входят школы и детские сады. В законе «Об образовании в РФ» есть понятие «общеобразовательная организация», а термины «гимназия» или «лицей» законодательно не закреплены. Мы прикладываем все усилия, чтобы сохранить наши наработки. Например, когда имели статус гимназии, открыли Олимпиадный центр. Он работает до сих пор. Там готовим детей на более углубленном уровне ко Всероссийской олимпиаде школьников, интеллектуальным соревнованиям и конкурсам различного уровня.

Учащиеся и их родители всегда вправе выбрать любую школу, которая им нравится. Конечно, в первую очередь принимаем детей, которые посещают детский сад нашего ЦО. Ребят из других центров имеем право брать к себе при наличии свободных мест. Прием в 10-е и 11-е (профильные) классы может осуществляться на основе небольшого вступительного испытания. Проводится ли такой экзамен и в какой форме, зависит от конкретного региона. Однако профильные предметы необходимо сдать на оценку не ниже 4 (хорошо).

Равняемся на финнов?

В последнее время, обсуждая проблему совершенствования национальной системы образования, белорусские чиновники приводят в пример модель, которая работает в Финляндии и Эстонии. Так называемая финская система не подразумевает деления учреждений на элитные и слабые. В одном классе учатся как одаренные, так и середнячки. Ребята осваивают одни и те же базовые предметы с той лишь разницей, что делают это по индивидуальной траектории.

— По пути финской системы развития образования сегодня пошла Эстония, — рассказал Кари Лоухивуори, финский специалист по образованию. — В рейтинге PISA

(Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) Эстония сейчас занимает вторую строчку. В чем секрет такого успеха? Во-первых, в создании комфортной среды обучения для ребенка и педагога. Равенство, индивидуальность, добровольность, самостоятельность, практичность — главные постулаты. В образовательном процессе нет привычного дроб­ления на уроки, фиксированных временных рамок. Отсутствуют ежегодные экзамены, тесты. У ребенка в расписании есть базовые предметы. Они необходимы для изучения. Предлагаются также дисциплины на выбор. Сегодня школы дают ученику не только базу, но и дополнительное развитие, например занятия искус­ством, спортом и прочим. И ребята получают это на уроках.

Что делать, если ребенок готовился к поступлению в гимназию

— Идти в школу по месту жительства, — отвечает Раиса Сидоренко. — При этом с администрацией учреждения можно обсудить, какие предметы на повышенном уровне хотел бы в дальнейшем изучать учащийся. Если в конкретной школе родителям могут предложить углуб­ленное изучение английского, а ребенку нужен испанский, следует искать другую.