Кино

Держи экран шире

Профессия киномеханика исчезла в столице в начале 2010-х. Кто и как показывает фильмы сейчас? В поисках ответов отправились в Дом кино к инженеру Галине Каравацкой

Профессию киномеханика Галина Каравацкая получила полвека назад, на пике ее популярности, и продолжает трудиться в отрасли по сей день.

— Киномехаников больше нет. С переходом на цифровые технологии все пере­ква­ли­фи­ци­ро­ва­лись в инженеры, — рассказывает Галина Николаевна, направляясь в сердце кинотеатра — аппаратную.

В центре комнаты — современный кинопроектор, к нему подключен компьютер, который и делает всю основную работу по демонстрации картин.

— Пленка осталась в прошлом. Сейчас фильмы к нам приходят на переносных жестких дисках. Мы их скачиваем на компьютер. Для показа вводим ключ — специальный код, который позволяет демонстрировать кино определенный период времени. Составляем программу показа в соответствии с репертуарным планом. Остается только ежедневно включать компьютер и наблюдать за кинопроцессом, за качеством изображения и звука, — продолжает Галина Каравацкая.

О такой работе в начале своей карьеры она и мечтать не могла. В киносеть пришла в 1969 году после учебы в техникуме. Еще школьницей ее заинтересовало, как оживает изображение на экране кинотеатров, откуда берется звук. Ведь в доцифровую эпоху фильмы снимали на кинопленку, и киномеханикам нужно было усердно потрудиться, чтобы порадовать зрителей.

— Работа была нелегкой: к каждому сеансу требовалось подготовить оборудование, пленку, — вспоминает Галина Николаевна. — Один фильм мог состоять из 8-10 частей. Пленку наматывали на бобины и демонстрировали на экран посредством двух кинопроекторов. Когда заканчивалась одна часть, киномеханику нужно было включить второй проектор по специальным сигналам, чтобы зрителю не был заметен переход. Позже, с появлением проектора Kinoton, части фильма стали склеивать между собой, и проблема переходов отпала.

В Доме кино еще сохранились пленочный проектор и платтер — бесперемоточное устройство подачи кинопленки к кинопроектору.

— Раньше перед каждым сеансом ленту перематывали вручную, изучали ее техническое состояние. Иногда пленка рвалась во время сеанса, и киномеханику приходилось ее склеивать, — говорит собеседница. — Когда фильм сдавали в прокат, части расклеивали и упаковывали в коробки.

На цифру в столичных кинотеатрах начали переходить с 2010 года.

— В Дом кино я пришла в 2009-м, тогда еще показывали фильмы, снятые на пленку. Позже нам установили современное кино­обо­ру­до­ва­ние, и пришлось осваивать новые технологии, — отмечает Галина Николаевна. — Знания и навыки киномехаников стали не нужны, как и специалисты, которых я учила на протяжении многих лет.

Оказывается, большую часть жизни — с 1973 по 2009 год — Галина Каравацкая преподавала спецтехнологию в училище киномехаников (ныне Минский государственный колледж сферы обслуживания). Ее воспитанники трудятся в кинотеатрах по всей стране.

— Вначале мы готовили специалистов для всей республики, но потом в областях открыли группы для обучения киномехаников, и у нас набор сократился, — вспоминает  Галина Каравацкая. — Учить ребят было непросто: оборудование сложное, не все его осваивали, особенно девочки. В 1982 году приняли участие во всесоюзном конкурсе «Киномеханик» в Казани и победили. Меня тогда наградили значком «Отличник кинематографии СССР».

О прошлом Галина Николаевна говорит с тоской. Она понимает, что сегодня эра цифровых технологий в кинематографе, все меняется и развивается. На смену доб­рым советским фильмам пришли американские блокбастеры, киножурналы заменили трейлеры и реклама. Да и в целом кино стало слишком доступным для массового зрителя. Очереди в кассы кинотеатров выстраиваются редко. Даже если в зале собираются 5-10 человек, сеанс не отменяют. Какое будущее ждет кинотеатры — покажет время.