Депутатский клуб

Индекс шоколада

Развитие производственного бизнеса, эффективная модернизация, борьба с конкурентами, наращивание экспорта и создание кондитерского кластера — об этом шла речь на очередном заседании «Депутатского клуба»

От успешной экономики предприятия — к благополучию человека и общества. Это стало лейтмотивом нынешней встречи. Участники «Депутатского клуба» посетили кондитерскую фабрику «Коммунарка». Гости изучили опыт модернизации одного из старейших столичных предприятий, которое успешно работает, ежегодно наращивая объемы производства и экспорта. На экскурсию по сладким цехам отправились депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, избранные от Минска, Алексей Сокол, Валерий Курсевич, Анна Старовойтова, Татьяна Сайганова, Людмила Макарина-Кибак, Валерий Бороденя, Оксана Гайдук, Михаил Милованов, депутаты Мингорсовета 27-го созыва Екатерина Дубинская, Виктор Жуковский, Роман Никонов, Игорь Русакевич, Ольга Смирнова, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию, ректор Белорусской государственной академии музыки Екатерина Дулова, руководитель Аналитического центра ЕсооМ Сергей Мусиенко.

Екатерина Дубинская, генеральный директор УП «Агентство «Минск-Новости»: «Коммунарку» для проведения нашего заседания мы выбрали не случайно. Ведь от успешной работы экономического сектора напрямую зависят наполняемость бюджета, реализация социальных проектов.

Иван Данченко, генеральный директор СОАО «Коммунарка» (далее — И. Д.): В 1905-м в Минске была образована первая кондитерская мастерская, с которой и началась история нашей фабрики. Сегодня это акцио­нерное общество: 75 % акций принадлежат Мингорисполкому, 7 % — иностранным компаниям, 18 % — 1 400 акционерам-физлицам, это наши работники (бывшие и нынешние). Как видите, «Коммунарка» сочетает в себе государственный, частный и иностранный капитал. Наше законодательство позволяет эффективно управлять таким производством, где есть все виды собственности. Это большое достижение.

На предприятии ведется постоянная работа по обновлению производственных мощностей. Сегодня они составляют 22 700 т шоколада и конфет в год при двухсменном режиме работы. В целом на модернизацию производства, закупку новых линий затратили более 30 млн долларов, привлекались как иностранные инвестиции, так и собственные средства. За последние 5 лет на предприятии почти вдвое увеличились такие показатели, как добавленная стоимость, объемы выручки и производства в расчете на одного работающего. «Коммунарка» сегодня обладает всеми видами ИСО — сертификатами стандартов качества. Сокращается потребление энергоресурсов, что способствует уменьшению себестоимости продукции и позволяет предприятию проводить скидочные акции. В нынешнем году собираемся закупить оборудование для нового участка по производству шоколадных изделий на 14 млн евро. А в феврале начнется строительство большого современного склада для сырья и материалов.

В Беларуси меняется структура торговли, рынок активно завоевывают сети, поэтому фабрика организовала собственную систему продвижения продукции. Создали 6 отделов прямых продаж, открыли 18 фирменных магазинов. Работаем также по франчайзингу: продукцию под нашим брендом продают частные предприниматели.

Екатерина Дубинская: А объемы экспорта растут?

И. Д.: Увеличились почти в 2,4 раза. Особенно показателен 2017-й, когда все оборудование было загружено полностью, работало днем и ночью. Широка география поставок: США, Канада, Израиль, Германия, Прибалтика, Китай, страны постсоветского пространства. Сейчас выходим на индонезийский рынок. Экспорт продукции достиг 27 млн долларов. У нас много критического сырьевого импорта — бобы, орехи, другие позиции. Заработанной валюты достаточно, чтобы иметь нулевое сальдо. А для инвестиционного развития приходится привлекать иностранные кредиты, объем чис­той прибыли позволяет все их обслуживать.

Екатерина Дулова (далее — Е. Д.): Сегодня на полках магазинов представлен шоколад многих производителей — от российских до бельгийских. Чем отличается ваша продукция?

И. Д.: Что главное в кондитерских изделиях? Качественное сырье. Чтобы испортить шоколад, надо вместо какао-масла добавить эквиваленты, дешевые жиры. Мы сами перерабатываем какао-бобы. Берем лучшие — из Ганы. Получаем какао тертое, какао-масло и какао-порошок. Одно время на прилавках магазинов появилось много дешевых конфет из России, но покупатели быстро от них отказались и вернулись к проверенному товару. О чем свидетельствует то, что продажи нашей продукции растут.

Екатерина Дубинская: Действительно, хорошие конфеты. Я, например, когда еду к коллегам в Москву, обязательно везу в подарок коробку «Вечернего Минска». Наша страна все больше становится узнаваемой за рубежом, в том числе благодаря продукции «Коммунарки».

И. Д.: Мы сотрудничаем со всеми посольствами. Они помогают находить новых партнеров, продвигать белорусские конфеты и шоколад на зарубежные рынки. Участвуем в различных выставках за границей.

Е. Д.: Модернизация нередко подразумевает высвобождение трудовых ресурсов. Приходилось увольнять людей?

И. Д.: Управление кадрами — важный вопрос. Людей подбираем под свои задачи, учитывая их знания и опыт. На фабрике работали 5 карамельных линий, после модернизации остались 2. Пока устанавливали новое оборудование, работники прошли переподготовку и мы их перевели на новое производство. Высвободившиеся кадры направили в свою фирменную торговую сеть. Отмечу, что 75 % нашего коллектива — женщины: 1 400! И эту особенность надо учитывать. В декретном отпуске находятся 105 работниц. У нас 48 многодетных семей, которые воспитывают от 3 до 8 детей. Предприятие ежемесячно выплачивает дополнительное пособие в размере 2 базовых величин сотрудницам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. На фабрике хороший социальный пакет, один из лучших коллективных договоров: выплаты предусмотрены при рождении ребенка, вступлении в брак и так далее. Немало на фабрике и династий. Не забываем и ушедших на заслуженный отдых, пенсионеров у нас 506, поддерживаем их, поздравляем с праздниками. Все они окружены заботой и вниманием. Имеются здравпункт, столовая, кафетерий, библиотека. В районе Заславского водохранилища есть собственный оздоровительный лагерь, на базе которого в настоящее время создаем семейный туристичес­кий комплекс для активного отдыха. Сейчас идут проектирование и подготовительные работы.

Ольга Смирнова (далее — О. С.): Когда приходит время отправлять человека на пенсию, чем руководствуетесь, принимая решение? Что первично: возрастной порог или пожелание работника?

И. Д.: Я сторонник такого подхода — важно не то, сколько человеку лет, а что он может. У нас есть инженеры, которые работают на фабрике более 40 лет. Когда возникает вопрос, как и куда лучше поставить новое оборудование, то без их мудрых советов невозможно принять управленческое решение.

Татьяна Сайганова (далее — Т. С.): На «Коммунарке» есть еще одна хорошая традиция: приглашать своих пенсионеров подработать на фасовке новогодних подарков по договору подряда.

И. Д.: Молодые бабушки с любовью оформляют подарки для всех внуков Беларуси! А в период активной работы производства, когда трудимся в непрерывном режиме круглосуточно, наших пенсионеров приглашаем и в цеха.

Оксана Гайдук: А решать жилищную проблему своим сотрудникам предприятие помогает?

И. Д.: Выдаем ссуды работникам, которые стоят на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Уточню, что такое решение нужно согласовывать с Мингорисполкомом. Сейчас сверяем списки. У нас нет ведомственного жилья, поэтому для молодых специалистов арендуем места в общежитиях соседних предприятий.

Читайте также:  Есть у города слава гордая

Виктор Жуковский: Насколько сегодня стабилен рынок кондитерского сырья?

И. Д.: Бобы мы покупаем на лондонской бирже, в основном из Ганы, там они самые лучшие. На стоимость сырья влияют многие факторы — от погоды и урожайности до политической обстановки в этой африканской стране. Благо в последние годы все спокойно. Сегодня бобы упали в цене, что тоже благоприятно сказывается на развитии нашего предприятия. Орехи поставляет Турция. И здесь пока неплохая перспектива. Сахара на рынке сейчас много, особенно российского, из-за высокого урожая сахарной свеклы стоимость его существенно снизилась. Однако это негативно сказывается на отечественной сахарной промышленности, хотя наши заводы лучшие в СНГ. В Беларуси было принято решение поддержать сахарников, ведь за ними стоит сельское хозяйство (13 января 2018 года Министерство антимонопольного регулирования и торговли определило минимальную стоимость сахара. — Прим. авт.). Посмотрите, что сделала Украина со своей сахарной промышленностью, начав завозить бразильский дешевый сырец. А ведь была одним из крупнейших в мире производителей — выпускала около 5,5 млн в год! А теперь производит 1,2 млн при потребности в 2 млн. Так что нечего удивляться, что украинцы приехали к нам: белорусы, дайте сахара…

Т. С.: На встречах с трудовыми коллективами люди, которые знают о том, что я много лет отработала на «Коммунарке», задают такой вопрос: «Татьяна Ивановна, вашей фабрикой управлял частник, потом пришло государство. Когда было лучше?» Я убеждена: ни один частник не сделал бы того, что смог Иван Иванович. Мы не только поставили новые линии, но и поменяли инженерные сети, вентиляционную систему — то, что никто не видит. Сколько километ­ров черных труб переложили, обновили первичную переработку какао-бобов…

Валерий Бороденя (далее — В. Б.): На ваш взгляд, что может стимулировать развитие белорусского бизнеса? Как сделать, чтобы предприниматели больше думали об устойчивости своего предприятия, вкладывали средства в его развитие?

И. Д.: Вы правы: надо продумать систему мер для белорусского ответственного бизнеса. Посмотрите, как в той же Германии инвестируют в развитие: есть долгосрочные дешевые кредиты, какая-то поддержка государства для производственников. У нас же сегодня существуют равные условия для производственного и торгового бизнеса — одинаковые ставки кредитов, налоговые условия и так далее. Нужна система преференций для производственного бизнеса. Он должен иметь некоторые преимущества по отношению к торговому, который ничего не производит, а только перепродает и не делает долгосрочных вложений.

В. Б.: Иван Иванович, наша кондитерская промышленность способна конкурировать, например, с тем же «Рошен»? Может, пора создать кластер, который объединит «Коммунарку», «Спартака», «Красного пищевика», «Красного мозырянина» и будет проводить единую политику сбыта?

И. Д.: Думаю, мы к этому придем. Некоторый опыт у нас уже есть. Например, с гомельской кондитерской фабрикой мы начинали работать на российском рынке, продавая продукцию вместе. Конкуренции не боимся, ведь наши линии отличаются, мы производим то, что не выпускает «Спартак».

Анна Старовойтова: При расширении производства не возникала ли мысль создать филиал на базе какого-нибудь регионального производства? В последние годы несколько небольших кондитерских фабрик ушли с рынка, например та же Ивенецкая кондитерская фабрика, Первая шоколадная компания в Бресте…

И. Д.: В ближайшее время открывать филиал не планировали. Но мы съездили на Первую шоколадную компанию, которая не работает уже два года, хотели взять в аренду оборудование. Специалисты обследовали его и пришли к выводу, что это нецелесообразно. Успешность и конкурентоспособность предприятия зависят от многих факторов. Вы бы посмотрели, как на «Коммунарке» проходят закупки. Комиссия никогда не принимает решение по первому же предложению. Получаем их десятки, анализируем. Ко второму этапу допускаются те поставщики, которые соответствуют требованиям. Определяем самую низкую цену, объявляем ее всем допущенным, и начинаются торги на понижение. Желание некоторых бизнесменов нажиться поражает. Например, нужны нам транспортерные ленты. Приходят поставщики с одной ценой, в итоге договариваемся на меньшую. А если бы мы не проводили такого отбора?

Алексей Сокол: Расчет предпринимателей здесь прост: а вдруг фабрика клюнет на предложение? Я сейчас в парламенте веду законопроект по государственным закупкам. Создадим единую базу поставщиков. Всё в открытом доступе: можно зайти на сайт и посмотреть, какие суммы выставлялись во время закупок, чтобы исключить случаи, когда поставщики пытаются в 3-4 раза завысить цену.

Е. Д.: Кто разрабатывает дизайн вашей упаковки? Коробки, на которых изображены памятники архитектуры Минска, выглядят очень эффектно.

И. Д.: Мало создать новый продукт, надо вывести его на рынок, красиво упаковать. Своих дизайнеров у нас нет. Сотрудничаем с различными брендинговыми агентствами. Настоятель Всехсвятского прихода отец Федор также участвует в разработке дизайна для нашей продукции, он ведь окончил академию искусств. «Храмы Белой Руси» — это его работа. Сейчас занимается проектом «Храм-памятник». Еще одна наша задача — создать презентабельную конфетную коробку «Минск». Чтобы такой подарочный экземпляр руководитель города мог вручить зарубежным гостям. У нас уже есть такая серия — «Президент», «Совет Министров», «Беларусь».

О. С.: Наверняка на такое мощное предприятие, как ваше, часто обращаются с просьбой помочь, поучаствовать в благотворительности.

И. Д.: В рамках акции «Наши дети» обязательно посещаем детдома. Сотрудничаем с комитетом по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома, ассоциацией многодетных родителей. Есть у нас подшефные школы, детсады, Дом-интернат для пенсионеров и инвалидов, который находится на улице Ваупшасова. Также во время различных городских и районных спортивных соревнований, конкурсов, концертов проводим презентации-дегустации своей продукции, раздаем сладости.

В. Б.: Отмечу, что «Коммунарка» в Минске одна из первых занялась промышленным туризмом. Многие предприятия закрывают доступ на свою территорию под любым предлогом. Но и наши граж­дане, и туристы должны видеть, как производятся те бренды, которыми гордится Беларусь.

Михаил Милованов: Замечательно, что новый год наш «Депутатский клуб» начинает с посещения такого важного для города объекта. В чем секрет успеха фаб­рики? Думаю, в совокупности многих факторов. Это и решение передать предприятие в государственную собственность, и грамотное управление производством, коллективом, и кропотливый труд вдохновленных своей работой людей… От имени всех депутатов хочу поблагодарить вас за интересную экскурсию и беседу и пожелать вашей фабрике дальнейших успехов!

«Коммунарка» одна из первых занялась промышленным туризмом. Только в ноябре и декабре 2017 года фабрику с экскурсией посетили 2 400 школьников.