День за днем

Коротко и ясно

Главные награды фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm достались иностранным режиссерам, но народное признание получила белорусская лента

В фестивале мобильного кино velcom Smartfilm участвовали 311 короткометражных фильмов из более чем 50 стран. От Беларуси — 77 работ.

— За 7 лет наш фестиваль вырос из эксперимента, ставившего своей целью взглянуть по-новому на возможности смартфона, в значимое событие в мире кино. В этом году мы предложили авторам выйти за рамки жанра и получили много разноплановых и интересных работ. Их оценивало не только профессиональное жюри, но и впервые — народное.

Появилась у фестиваля и своя символика — фирменная статуэт­ка, — сказала на церемонии закрытия фестиваля заместитель начальника управления маркетинга компании velcom Елена Бычкова.

В тройке призеров оказались зарубежные короткометражки. На третьем месте — лента австрийского режиссера Майкла Холцера «Как раз вовремя» — о том, что может случиться, если доверить смартфону управление своей жизнью. Вторую премию получил «Примат» Ноя Данбара из Велико­британии. Это фильм-протест против современного мужского шовинизма, содержащий элементы ужаса и сатиры. «Золото» присудили картине о жизни улиток «Длинная история коротко» румынского режиссера Андрея Оланеску.

— Участие в судействе фестиваля — возможность посмотреть на срез кинематографического мышления людей из разных стран, — отметил киновед и кинокритик Антон Сидоренко. — Фильм, получивший первую премию, идеально иллюстрирует главное правило кино: важен ракурс, масштаб авторского мышления. Мы часто проходим мимо улиток и не замечаем их. А человек не просто их заметил, но снял необычайно красивую и трогательную историю.

Главной награды — Гран-при — удостоена американская картина «Интерьеры и экстерьеры» Ашика Мустафы. Фильм отражает многообразие мусульманского общества в столице Бангладеш Дакке. Зритель видит окончание намаза и словно подсматривает за тем, как мужчины молятся на улице и что происходит вокруг.

Читайте также:  Нам засталася спадчына

— Об этом фильме дискутировали больше всего. В картине присутствует обманчивая простота. В нем можно найти сочетание важных вещей: четкого и грамотно проработанного авторского почерка, рационального и системно выстроенного сюжета. Снят одним кадром, без монтажа, — рассказал о выборе жюри киноаналитик и культуролог Максим Жбанков. — Среди белорусов тоже были те, кто пытался снимать просто: ставили камеру возле гаст­ронома и пускали пафосный закадровый текст. Правила игры фестиваля — неформатное кино. Неформат означает не просто отказ от киноклише, но и опыт нового видения, нового киноязыка, в том числе непривычного для нашей среды. Из белорусских фильмов, которые попали к нам в руки, больше всего сюжетных, с очень незатейливой драматургией, довольно просто сыгранных и неизобретательно снятых.

Видимо, поэтому в шорт-лист профессионального жюри вошла только одна белорусская кинокартина — «Ягор», созданная режиссерами и актерами Купаловского театра по мотивам книги Андруся Горвата «Радзіва «Прудок». Дзённік». Этот фильм признан лучшим по мнению народного жюри и удостоен специального приза от компании velcom.

— В шорт-лист народного голосования вошли 10 фильмов, 8 из них — белорусские. Лидер был заметен сразу и выбран единодушно, — подчеркнул председатель народного жюри Тарас Тарналицкий. — Победителем в специальной номинации «Неформат» стала комедия «Нет» Романа Салахутдинова из России.

Подводя итоги velcom Smartfilm, киновед, директор программы игрового кино фестиваля «Лістапад» Игорь Сукманов сказал, что в будущем не мешало бы ввести отдельную номинацию для белорусского кино.