Детство по соседству

Мэри Поппинс XXI века

«МК» открывает новый проект, посвященный педагогам системы дошкольного образования. Они помогают ребятишкам познавать окружающий мир и делать первые шаги в творчестве.

________________________________________

«Берешься за дело — делай его на совесть!» — так говорила бабушка маленькой Ире. По такому принципу молодой педагог Ирина Бравкова старается работать и жить

В детском саду № 522 Ирина работает всего третий год, но уже зарекомендовала себя как педагог-новатор. Еще школьницей она решила, что продолжит семейную династию — пойдет по стопам бабушки и мамы.

— Мама работала в садике музыкальным руководителем, так что вся наша семья участвовала в постановке театрализованных представлений, — улыбается Ирина. — Мне нравилось заниматься с дошколятами. Поэтому и поступила в педагогическое училище.

В Минск Ирина переехала вслед за мужем-военным. В 522-й детсад сначала привела дочку, а потом и сама пришла сюда воспитателем.

— Коллектив чудесный, настоящая семья! Мне все помогали, — отмечает Ирина.

Заведующая дошкольным учреждением Людмила Янковская не скрывает: потенциал будущего работника рассмотрела, едва та пере­ступила порог кабинета.

— Есть четыре вида педагогов: исполнители, конструкторы, передовики, новаторы, — поясняет Людмила Евгеньевна. — Так вот, Ирина Валерьевна у нас новатор, не боится экспериментов. Помещение, где находится ее группа, украшают неординарные работы с использованием таких техник как кляксография, монотипия (вид печатной графики. — Прим. авт.), ниткография, граттаж (выполнение рисунка процарапыванием пером или другим острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью). Делает поделки вместе со своими воспитанниками. Применяет и электронные средства обучения. Ирина Валерь­евна — автор-разработчик ряда игр. Приняла участие в районном конкурсе «Мой Минск — моя столица», представила сюжетно-игровой комплекс «Путешествие по Минску», который состоит из 10 игр с использованием интер­активной доски и знакомит детей дошкольного возраста с родным городом.

— В столице живу всего 6 лет, многое для себя открыла, когда разрабатывала этот комплекс, — продолжает Ирина Валерьевна.

На интерактивном экране ребятам необходимо собрать пазл — герб Минска, выстроить по порядку фотовиды нынешней площади Якуба Коласа разного времени или найти недостающий элемент на картинке, например, памятник Франциску Скорине возле Национальной библиотеки или Вечный огонь у монумента Победы.

— Наше дошкольное учреждение участвует в реализации инновационного проекта Министерства образования по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования посредством информационно-коммуникационных технологий», который рассчитан на 2015-2019 годы, — уточняет Людмила Янковская. — Ирина Валерьевна и еще шесть педагогов входят в эту инновационную группу.

Воспитателю нравится заниматься и проектной деятельностью, искать нестандартные подходы. В прошлом году, например, сконцентрировала свое внимание на пуговицах. Казалось, обычный элемент одежды… Но сколько интересных историй он хранит! А еще из пуговиц воспитатель выложила картину.

— Помню, с детства собирала в большую коробку всякие интересные мелкие предметы. Мама всё удивлялась: зачем мне они? И вот всё пригодилось, скарбонка опус­тела, — смеется Ирина.

Темой следующего проекта выбрали радио. Дети узнали историю его создания, побывали в специализированном музее в школе № 20. Здесь они впервые увидели проводной радиоприемник, который раньше был в каждой квартире.

— Когда показала им аппарат, дети не смогли определить, что это, — вспоминает Ирина Валерьевна. — Говорили: телефон, плеер. Познакомились мы и с тонкостями создания радиопрограмм. Организовали импровизированную прямую линию с юными экологами с использованием детских микрофонов и наушников. Мои воспитанники были в восторге. С таким азартом брали друг у друга интервью!

Читайте также:  Зоя Павловна и ее семицветики

Ирина Бравкова — человек активный и отзывчивый, а еще прекрасный организатор. В 2016 году участвовала в КВН среди педагогов, выступала в роли капитана команды.

Собеседница признается, что ей стало проще понимать детей, когда у самой появился ребенок.

— Подмечаю, что интересно моей Мирославе, и проецирую это на других детей. Каждому воспитаннику стараюсь дать тепло, обнять лишний раз, — в голосе Ирины слышатся нотки нежности. — Радует, что мамы и папы наших малышей всегда охотно откликаются на предложения педагогов. Проводим конкурсы совместного творчества детей и родителей. Нынешней осенью мастерили поделки из макарон. Дети с такой гордостью мне их показывали: «Это мы с папой делали!» Здорово, когда взрос­лые могут хоть часик провести с ребенком, вместе что-то придумать. Такие занятия очень сближают семью.

Ирина Валерьевна — автор-разработчик ряда игр. Приняла участие в районном конкурсе «Мой Минск — моя столица», представила сюжетно-игровой комплекс «Путешествие по Минску», который состоит из 10 игр с использованием интерактивной доски и знакомит детей дошкольного возраста с родным городом.

_______________________________________________________

Мамина школа

Ребенок, переступив порог детского сада, начинает горько плакать и маленькими ручонками крепко держится за родителя. Знакомая ситуация?

Как правильно вести себя в подобной ситуации маме и папе, подсказывает педагог-психолог с 15-летним стажем Елена Лапец:

— Первое знакомство с садиком должно вызвать у ребенка позитивные эмоции и оставить хорошее впечатление. Для начала можно прийти с малышом в учреж­дение просто на экскурсию: посмотреть игрушки в группе, пообщаться с воспитателями. Ребенок чутко реагирует на эмоциональный настрой мамы: нужно быть спокойной, последовательной в своих поступках, не позволять манипулировать собой. Ведь слезы родного чада — способ показать переживания и волнение. Малыш ждет утешения и ласки, поэтому обязательно разговаривайте с ним в такие моменты, объясняйте, что вам нужно уйти по делам, но вы непременно его скоро заберете. Только не уходите тихо и незаметно! Это вызовет у ребенка глубокое переживание, возможно, истерику. Не затягивайте с долгими объятиями, поцелуями. Отрепетируйте несколько способов прощания с сыном или дочерью, например, используйте воздушный поцелуйчик или крепкое рукопожатие: «Ты мужчина, уже взрослый, держись!» Это станет своеобразным ритуалом. Дайте малышу с собой какую-нибудь игрушку или предмет, способный отвлечь его от переживаний, — альбомчик или даже кулончик с фотографией мамы. Бывает, ребенок не может долго адаптироваться, когда приходит в сад с мамой. Но если приводит папа, то расставание проходит спокойнее и без слез. В первые дни не спешите сразу вести чадо домой, побудьте с ним на площадке дошкольного учреждения, вместе посмотрите, как играют дети, чем занимаются, как общаются друг с другом и воспитателем. Привыкание к садику должно проходить постепенно. В первый месяц не планируйте оставлять его на дневной сон. Ежедневно расспрашивайте ребенка о деятельности в группе, удивляйтесь, хвалите его, показывайте значимость его нового статуса.