Образование

Кости пересчитают

 Школьный факультатив в музее анатомии. Здесь учеников испытывают на прочность, смогут ли они в будущем работать врачами

Гимназия № 12 более 20 лет сотрудничает с Белорусским государственным медицинским университетом. Старшеклассники, которые углубленно изучают химию и биологию в профильном классе, посещают на базе вуза факультативный курс «Основы медицинских знаний», а также на правах будущих студентов — лаборатории, анатомический музей. Проводником в профессию врача для школьников выступает Галина Дорохович, доцент кафедры нормальной анатомии БГМУ:

— Хватает порой несколько месяцев занятий, чтобы ребенок определился, будет медиком или это стезя не его.

Галина Павловна вспоминает случай: среди слушателей факультатива была дочь известного в Беларуси врача-патологоанатома. Казалось, школьница тоже пойдет по стопам отца. Однако после нескольких визитов в музей анатомии она выбрала другую профессию.

Более 600 наших выпускников стали врачами и работают в учреждениях здравоохранения по всей республике.

Каждый четверг Галина Дорохович встречает воспитанников в медицинском университете. Знакомит десятиклассников с историей медицины, этикой и деонтологией, рассказывает о выдающихся преподавателях вуза, влиянии экологии и других факторов на здоровье человека. Школьники обязательно учат клятву Гиппократа, а также врача Республики Беларусь.

— В 11-м классе у девушек и юношей есть возможность подержать в руках скальпель, вместе готовим материалы для исследований, — рассказывает Галина Павловна.

Сегодня, например, на занятия к преподавателю пришли десятиклассники. Она с улыбкой замечает, что ребята мотивированные и очень стойкие:

— Никто не падал в обморок, не отходил в сторону при виде анатомических моделей.

Сразу обращаю внимание на резкий, немного неприятный запах. Как оказалось, это формальдегид. Им обрабатывают учебный материал.

Школьники разместились вокруг анатомического стола, на котором находятся препарированные органы.

— Изучаем строение суставов. Обратите внимание на руку и ногу, — указывает Галина Павловна на части тела.

Наблюдаю со стороны, не решаюсь подойти ближе. Не сомневаюсь, что после такой профориентационной работы в профессии останутся самые стойкие и уверенные в выборе школьники.

В прошлом году в медицинский университет поступили 15 гимназистов. Это выпускники профильного класса.

На кафедре, где работает Галина Павловна, создан музей анатомии. Педагог с ребятами здесь проводят много времени, это хороший способ закрепить теоретический материал.

— С воспитанниками посещаем различные медицинские учреж­дения: детский хирургический центр, больницу скорой медицинской помощи, городские поликлиники. Важно, чтобы ребята определились с будущей профессией. Считаю, что в медицинский университет следует поступать не сразу после 11-го класса. Выпускнику школы некоторое время стоит поработать санитаром в клинике, — говорит преподаватель.

Интересуемся у ребят, почему они решили пойти в медицину.

— Два моих старших брата — врачи. Когда узнал про медицинские классы в гимназии, перешел туда учиться из другого учреждения. Хочу стать хирургом или стоматологом. Факультатив нравится. Уже понимаю, как все устроено в организме. Галина Павловна замечательный педагог, — отмечает десятиклассник Даниил.

— Больше всего запомнилось занятие, когда делали вскрытие бычьего глаза. Первое время было немного страшно работать с настоящими анатомическими препаратами. Сейчас дискомфорта не испытываю, — делится Полина.

Екатерина Петруша, директор гимназии № 12:

«Наша дружба с Белорусским государственным медицинским университетом началась в 1989 году. Именно тогда Министерство здравоохранения и Министерство образования издали приказ о подготовке врачей для Гомельской области, где после аварии на ЧАЭС ощущался острый дефицит медицинских кадров. В Минск приехали 25 ребят из этого региона. Они обучались в гимназии, жили в общежитии колледжа железнодорожников. Преподаватели столичного медицинского института приходили на занятия в наше учреждение образования и целенаправленно готовили приезжих молодых людей к поступлению в вуз. В итоге из 25 молодых людей студентами стали 20. С тех пор мы ежегодно набираем школьников, которые углубленно изучают химию и биологию в профильном классе, посещают факультативный курс «Основы медицинских знаний» на базе медицинского университета. У нас есть традиция: 1 сентября с учащимися медицинского класса посещаем Республиканский научно-практический центр трансплантации органов и тканей. Летом после экзаменов в гимназии ребята проходят двухнедельную практику в 9-й городской клинической больнице. Некоторые остаются там на все каникулы: помогают медперсоналу, подрабатывают санитарами. Мы гордимся тем, что более 600 наших выпускников стали врачами и работают в учреждениях здравоохранения по всей республике»