Театр

О Тóске без тоски

Казалось бы, что нам до событий, происходивших летом 1800 года в Риме. А между тем все билеты на премьеру оперы «Тоска» проданы

Итальянские композиторы, жившие в эпоху великих опер, всегда охотились за либретто. На пьесу Викторьена Сарду «Тоска» претендовали многие. Вкусивший мировой славы Джакомо Пуччини в ноги французу не пал, но взял другим — исполнил для драматурга фрагменты своих опер. И Сарду сдался. Так в 1900 году появилась опера «Тоска».

Италия времен наполеоновских войн, Италия, борющаяся за свободу от иноземцев, стала фоном, на котором развернулся классический любовный треугольник. Барон Скарпиа, шеф римской полиции, пылает страстью к знаменитой певице Тоске, а она любит художника Марио Каварадосси. Скарпиа бросает художника в камеру пыток. Тоска убивает Скарпиа. Однако погибает и ее возлюбленный. Певица в отчаянии бросается с крыши тюремного замка. От Эроса до Танатоса — один шаг…

Премьера оперы «Тоска» состоится 24 февраля. Это уже шестая постановка «Тоски» на белорусской сцене. Предыдущие были в 1937, 1950, 1969, 1991 и 2010 годах.

Пуччини не очень-то хотел убивать главную героиню. Его либреттист предлагал завершить оперу сценой сумасшествия Тоски, но Сарду заупрямился. Композитор стал на его сторону и быстрый финал назвал «арией пальто», дабы не утруждать зрителей, которые, не дожидаясь конца спектакля, спешат в гардероб.

Сегодня опера «Тоска» входит в десятку самых популярных в мире. Уже созданы более 3 тысяч постановок. И даже для главного режиссера Большого театра Беларуси Михаила Панджавидзе это вторая «Тоска» на белорусской сцене: первая была поставлена им в 2010 году. Ее исключили из репертуара ввиду износа декораций: уж очень часто шла.

Вот что говорит о своем замысле Михаил Панджавидзе:

— Хочу, чтобы зритель увидел реальных личностей, какими они были в те далекие времена. Оперу «Тоска» довольно часто трактовали вульгарно: певица выглядела едва ли не карбонарием, а ее измена мужу — социальным протестом. Это не так. Флория Тоска — примадонна, обласканная властью. Женщина, которую влекут страсти. Что ее волнует? Только искусство, только любовь. Набожная? Не­со­мнен­но, как и все римляне. Тем не менее ее свидания с любовником проходят в церкви. Тоска выдает политического узника, которого прячет Каварадосси, и тем самым предает его. Она убивает Скарпиа. Берет на душу еще один страшный грех — самоубийство. Тоска — предательница, убийца и само­убийца. Заметьте, это единственное обращение Пуччини к подлинной исторической обстановке. Кто из зрителей, идущих на оперу, знает, что тогда происходило с итальянцами? Пала Римская республика, начались репрессии, общество было сильно политизировано. Вы спросите: а что бедный художник Каварадосси? Отвечу: когда он прячет в церкви сбежавшего узника, должен понимать, чем это для него обернется. Каварадосси — идейный борец? Нет. Он типичный интеллигент с комплексом собственной исключительности, склонный «помайданить» и не более. Как видите, я далек от романтизации персонажей «Тоски». Шоколада от меня не ждите. Но там такая музыка! Потрясающе красивые дуэты Тоски и Кавародосси, эротичные, страстные. Надо слышать, как художник обращается к своей возлюбленной: «Ты меня обольстила, моя сирена!» Всё переплелось: политика, любовь, грехи, предательство… Надеюсь, зритель это почувствует.

Читайте также:  За кукольный!

Кроме режиссера-постановщика Михаила Панджавидзе над спектаклем работают также главный приглашенный дирижер Большого театра итальянский маэстро Джанлука Марчано и два лауреата Госпремии Республики Беларусь художник-постановщик Александр Костюченко и хормейстер-постановщик Нина Ломанович.

Восемь премьер

25 мая Большой театр Беларуси отметит 85-летие. По традиции пройдет день открытых дверей (на это увлекательное мероприятие зрителям нужно предварительно записаться), а вечером состоится показ оперы «Кармен», с которой 25 мая 1933 года началась творческая история театра.

Юбилейный сезон отмечен 8 премьерными спектаклями. Это оперы «Травиата», «Волшебная флейта», «Сельская честь», балеты «Орр и Ора», «Корсар». На подходе оперы «Тоска» (24 февраля) и «Богема» (25 апреля»), балет «Петрушка» (6 июня). Сезон закроют «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов», которые пройдут с 29 июня по 1 июля.

Экспозицию, посвященную 85-летию Большого: старинные афиши, фрагменты сценографии, личные вещи творцов, фото, печатные материалы, предметы искусства, можно будет увидеть и в стенах теат­ра, и вне их.