Образование

С неба звезды хватают

В Минске проходят сборы по подготовке талантливых школьников к республиканской олимпиаде по учебным предметам. Наш корреспондент понаблюдал, как тренируются юные астрономы.

Заключительный этап республиканской олимпиады школьников пройдет во время весенних каникул, с 26 по 30 марта. Масштабное интеллектуальное соревнование традиционно проводят по 17 учебным предметам. Районный и областной туры позади, впереди финал, к которому талантливая молодежь готовится годами. А чтобы углубить знания и систематизировать накопленный материал, накануне решающего испытания устраивают учебные сборы. Вот и сейчас такой серьезный интенсив предстоит пройти сборной Минска по астрономии. В нее входят 6 мальчишек и девчонок из разных школ и гимназий столицы. Но что примечательно, все ребята из класса с символической буквой «А», то есть астрономического, шутят участники сборов.

Дети собрались в Лицее № 1 — на одной из главных городских площадок по подготовке юных знатоков Вселенной. Занятия проводит Владимир Гребень, педагог данного учреждения образования и опытнейший тренер по астрономии. Он воспитал плеяду победителей не только республиканского, но и международного уровней.

— Программа республиканской олимпиады по этому учебному предмету обширна. Знаний требуется даже больше, чем в состязании по физике, — замечает Владимир Михайлович. — Например, нужно знать законы сохранения момента импульса, смещения Вина, Стефана-Больцмана, эффекта Доплера и другие. Иначе юным астрономам не справиться.

Наука о космосе, по мнению учителя, всегда будет привлекать внимание людей. В начале февраля миллионы смотрели трансляцию запуска ракеты-носителя Falcon Heavy, возможности которой впечатляют. Агрегат способен доставить на Марс около 17 т груза! Во время первого запуска в космос под песню Space Oddity Дэвида ­Боуи отправили автомобиль Tesla. За рулем находился манекен в скафандре.

— Где после побед находят себе применение ваши талант­ливые ученики?

— Продолжают обучение на факультете радиофизики и компьютерных технологий БГУ, занимаются аэрокосмическими исследованиями. В Беларуси есть свои спутники, следовательно, нужны специалисты, которые будут обслуживать высокотехнологичное оборудование, расшифровывать космические снимки.

— Не в каждой школе есть телескоп. Без хорошей оптики можно подготовить олимпиадника?

— Труднее. И увлечь астрономией сложнее. Когда есть оборудование для наблюдения за небесными светилами, ребята видят то, о чем читают в учебниках. Это завораживает. В то же время отсутствие дорогостоящей материально-технической базы стимулирует детей к самосовершенствованию, заставляет их думать и совершать открытия. Так, мой ученик Владислав Попов смастерил телескоп и сделал красивые снимки Юпитера. Благодаря отлично сделанному прибору и превосходным знаниям астрономии выиграл республиканскую научно-практическую конференцию и получил Гран-при Союзного государства. Часто мамы и папы покупают детям телескопы. Увлечешься астрономией в школе — это на всю жизнь. У нас в лицее так бывает: во время занятий ребята могут выносить телескоп на улицу и наблюдать астрономические явления. А один мой бывший ученик Андрей Шохан читал даже лекции в минском Планетарии — рассказывал о новейших открытиях ученых в науке о Вселенной.

Читайте также:  Китайская грамота

Минское ночное небо ребята знают в совершенстве, ведь они могут наблюдать за ним постоянно. А как быть с Южным полушарием, когда его небесные светила не над нами? Школьников выручают современные компьютерные программы.

— Еду в метро, открываю в смартфоне приложение Stellarium — виртуальный планетарий, в котором отображается реалистичное небо, — рассказывает участник республиканской олимпиады Игорь Красовский.

— Знаете Ивана Утешева? Школьник из Мордовии, который победил на Международной олимпиаде по астрономии и астрофизике. Мальчик, который лучше всех знает звездное небо. Он решал задачи по Южному полушарию, хотя ни разу не видел его вживую, — приводит пример Лера Сельчёнок, участница учебных сборов.

Астрономия помогает понять физические процессы, происходящие на земле. Вместе с тем человек всегда будет стремиться освоить космос.

— Не всё во Вселенной так упорядоченно, как казалось ученым ранее. Есть много вещей, которые до конца не понятны. Например, наличие темной материи и темной энергии. Дело в том, что видимое нами вещество (частицы, планеты, люди — всё, что нас окружает) — лишь 5 % того, из чего состоит наш мир. Все остальное — нечто, о чем мы почти ничего не знаем, — Лера пытается объяснить удивительную загадку, над которой ломают голову ученые-астрономы последние годы.

А еще школьникам нравится изучать экзопланеты, находящиеся вне Солнечной системы, потому что на них возможна жизнь.

— Мы до сих пор не знаем точного возраста Земли, ее состава, как появилась Луна, откуда на нашей планете вода. Изучая астрономию, люди могут найти ответы на многие вопросы. Верю в то, что Вселенная огромна, в ней много еще не известных нам планет. И на какой-нибудь из них обязательно обнаружат живые организмы, — считают Лера и Игорь.

Подготовка победителя олимпиады — коллективный труд. Со школьником занимаются несколько преподавателей: педагоги школ и гимназий, а также представители вузов. Изучать астрономию участникам сборов помогают преподаватель Лицея БГУ Виктор Малыщиц и учитель Лицея № 1 Владимир Гребень.