Минское время

Дежурный редактор

Знаете, как расшифровал слово «служба» один сержант? Самым Лучшим Уроком Жизни Была Армия. Была или все еще есть?

Свой первый армейский урок я получил в 12 лет, когда участвовал в легендарной игре «Зарница» в одной из воинских частей Брестской области. Мы жили в казармах, нами командовали настоящие сержанты. Вместе с десантниками пацаны и девчонки преодолевали полосу препятствий, учились на тренажере прыгать с парашютом, бежали кросс. На соревнованиях во время бега скомандовали: «Газы!» Надев противогаз, я начал задыхаться и быстро его снял. В военное время меня бы уже вычеркнули из списка личного состава, а тут просто сняли баллы. Уже в казарме ребята популярно мне объяснили, почему же не стоило снимать противогаз, отправив чистить туалеты. Что было делать? Заслужил. Те соревнования мы в итоге выиграли, но для себя запомнил: в команде ответственность лежит на каждом. Понял не потому, что меня ткнули носом, а потому что в силу воспитания (спасибо родителям) умел слушать, анализировать свои поступки. Думаю, неуставные отношения идут именно из дома. Кого-то учат быть хорошим человеком, а кого-то — нет.

Уверен: будущего защитника Отечества нужно готовить с детства. Необязательно спецназовца! Нет. Человека, который умеет вести себя в коллективе, образован и смекалист, уважает других людей. Это задача родителей. Школа же поможет мальчишке раскрыть свои профессиональные навыки на уроках допризывной подготовки или, наоборот, навсегда отобьет желание служить. Тут важна роль учителя, который вместе, а может, и вместо родителей объяснит, как Родину любить. И главное — зачем. Ведь для многих ребят вопрос мотивации сегодня один их самых главных. Ответы должны быть найдены еще до призыва на срочную службу. Иначе год-полтора в армии станут бессмысленной тратой времени. Но и армии, считаю, не стоит дожидаться призывника в части. Игра «Зарница» и ей подобные помогут разбудить в молодежи чувство патриотизма. И пусть для всех это будет «ради прикола», но зерно ответственности за свою страну обязательно потом прорастет.

У всех, кто уже отслужил, есть свои истории. Одни вспоминают год в сапогах с восторгом, другие рассказывают о потерянном времени. Но каждый получил свой урок, попал именно в ту ситуацию, где или проявил себя, или же отправился чистить туалеты. Служба закаляет дух, укрепляет характер, позволяет в будущем избежать ошибок. Ведь одно дело — накосячить в армии, где на помощь придут товарищи, и совсем другое — на гражданке, где всем на твои проблемы чихать. Кто-то говорит, что армия сурова, трудно жить по уставу. Но выйдешь иной раз на улицу и сразу видишь, кому армейский устав просто необходим.

Владимир ЖДАНОВИЧ

____________________________________________________

12:00. Репетиция военно-исторических реконструкций на «Линии Сталина»

В субботу на территории историко-культурного комплекса покажут сразу несколько постановочных боев, посвященных 100-летию Вооруженных Сил Республики Беларусь. Чем удивит в этот день гостей «Линия Сталина», узнал наш корреспондент во время генеральной репетиции

Тренировались участники военно-театрализованного представления на огромном поле с противотанковыми ежами и обгоревшими машинами. В центре, около дороги, разрушенное здание. У одной из стен — крупнокалиберный пулемет. Ощущение, будто оказался в эпицентре боев, только какого года, сказать сложно.

— Посторонись! — слышу за своей спиной чей-то голос. Рядом со мной проносится конница. Всадники облачены в форму красноармейцев времен Гражданской войны. Чуть левее готовятся к репетиции белорусские спецназовцы. За ними с любопытством наблюдает боец в кителе песчаного цвета, с автоматом Калашникова в руках и воин в белых рубахе и штанах с завязанной на шее куфией (подобные носили афганские моджахеды. — Прим. авт.). Неподалеку что-то бурно обсуждают человек 30, одетых, как советские солдаты времен Великой Отечественной войны. Подхожу ближе. Исполнительный директор ИКК «Линия Сталина» Александр Метла в образе лейтенанта Красной армии раздает приказы:

— Снайперы прикрывают. Партизаны, Войско Польское и несколько пехотинцев наступают справа от дороги, остальные — слева. Не кучкуйтесь!

Слова лейтенанта заглушает рев мотора: на двух мотоциклах с колясками и бронемашине подъезжают шесть гитлеровцев. Чтобы уровнять силы между немцами и красноармейцами, взвод настоящих солдат одевают в белые маскхалаты и отправляют помогать противнику.

Начинается репетиция. По сценарию немцы на мотоциклах и бронеавтомобиле приезжают в деревню. Испуганные мирные жители разбегаются кто куда. Гитлеровцы захватывают деревню, оставляя часового в разрушенном здании. Теперь наступают советские войска. При виде наших солдат немецкий часовой, как ужаленный, выбегает из развалин, крича: «Alarm! Alarm! (Тревога!)». Завязывается бой. На поле выезжают немецкие танки. Слышны выстрелы, около развалин, захваченных уже красноармейцами, периодически взмывают вверх столбы огня, имитирующие взрывы. Советские артиллеристы выкатывают пушку. При каждом выстреле из ее ствола вырывается клуб дыма. Несколько танков со свастикой подбиты. Одной бронемашине все же удается объехать развалины сбоку и оказаться в тылу красноармейцев. Однако на помощь «нашим» приходит танк КВ-1. Он стреляет во вражескую машину — неприятель уничтожен, советские войска празднуют победу.

Эта реконструкция посвящена Витебской наступательной операции времен Великой Отечественной войны. Затем униформисты показали эпизод о боевых действиях в Афга­ни­ста­не. В завершение репетиции свою мощь продемонстрировали спец­под­разде­ле­ния современных Вооруженных Сил страны.

В субботу на «Линии Сталина» будет представлена очень интересная программа, которая рассчитана на несколько часов. Желающим побывать на празднике в честь 100-летия Во­оруженных Сил Республики Беларусь стоит одеться потеплее, ведь в выходные ожидаются сильные морозы.

В реконструкциях, посвященных разным периодам истории армии, примут участие более 350 военнослужащих и около 300 членов военно-исторических клубов из стран СНГ. Будут задействованы более 35 единиц боевой и специальной техники: танки Т-72, БМП-2, БТР-80, вертолеты Ми-24, Ми-8МТВ-5, самолеты Су-25 и Як-130.

Евгений ОЛЕЙНИК

____________________________________________________

12:30. Проверка мест стихийной торговли

Колбасы и творог среди грязных размокших картонных коробок: что увидели представители санитарно-эпидемиологической службы Минска во время рейда в Московском районе

Держим путь к гипермаркету, который находится недалеко от станции метро «Малиновка». Как отмечают сотрудники санэпидслужбы, обычно все подходы к этому магазину заняты уличными торговцами. Десятки людей, со­ору­див прилавки из пустых ящиков, продают овощи, фрукты, кухонную утварь, носки и белье.

— Горожане часто жалуются, что нелегалы оставляют после себя много мусора, используют магазинные тележки для перевозки своего товара к машинам, — сообщают специалисты.

Однако на этот раз нарушителей здесь не обнаруживаем. Лишь пустые ящики намекают на то, что происходило десять минут назад. Очевидно, заметив проверяющих, продавцы просто сбежали.

Следующая точка маршрута — на улице К. Либкнехта, 92. Мы оставляем машину подальше от места дислокации нелегалов и идем к стихийному рынку пешком.

Женщина продает с ящика сало, колбасы, сальтисон, сливочное масло, глазированные сырки, сельдь в пластиковых банках, творог и квашеную капусту, расфасованные в целлофановые пакеты. Реализуемый товар выглядит неприглядно. Неужели находятся те, кто его покупает?

Представители санитарно-эпидемиологической службы вызывают милицию. Когда приезжают правоохранители, торговка начинает суетиться, извиняться и быстро складывает продукты в грязные размокшие картонные ящики.

Пока милиционеры проверяют у нарушителя документы, к нам приближаются две моложавые пенсионерки. Оказалось, они хотят отовариться. Узнав, что мы не продавцы, огорчаются.

— Не боитесь покупать скоропортящуюся продукцию неизвестного происхождения с рук? — интересуемся у них.

Читайте также:  Дежурный редактор

 — Зря вы так. Здесь такое вкусное сливочное масло продают, — не скрывает огорчения от несостоявшейся покупки женщина.

…На занимавшегося не­санк­цио­ни­ро­ван­ной торговлей продавца в итоге составили рапорт, документ передали в управление торговли и услуг администрации Московского района. Нарушителю придется заплатить штраф. Но, честно сказать, уверенности в том, что после нашего отъезда нелегал не возобновит торговлю своим сомнительным товаром, нет. Ведь, как говорится, спрос рождает предложение.

Надежда ЛИСОВА

____________________________________________________

12:40. Прибытие олимпийцев из Пхёнчхана

В Национальном аэропорту Минск встречали белорусскую сборную по фристайлу во главе с победительницей Игр Анной Гуськовой

Зона прибытия еще за час до прилета самолета была полна встречающих. Среди них — представители городского руководства, Министерства спорта и туризма. Довольно внушительный десант прибыл из БРСМ и спортивной школы по фристайлу. У юных спорт­сменов в руках — плакаты с изображениями всех белорусских спортсменов, которые выступали на Играх-2018, а также главного тренера Николая Козеко. Приехали встречать делегацию и родные. Журналисты быстро узнали супруга Аллы Цупер Евгения, жену Антона Кушнира Наталью. Мама Стаса Гладченко Илона Васильевна рассказала, что сильно переживала за сына и за команду.

— Сборная частенько уезжает на этапы Кубка мира, но Олимпиада вызывает совсем другие эмоции и чувства, — отметила Илона Гладченко. — Оба соревновательных дня мы провели дома у экрана в большой компании. Приезжали все родственники, друзья — не менее 20 человек. Держали связь со Стасом. Перед началом финалов у сына была уверенность, что попадет в суперфинал. Получилось. Всё, что было дальше, вы видели.

…Все притихли, когда военный оркестр заиграл «Героям спорта», и зашептались: вот-вот прибудет автобус с фристайлистами. Не прогадали. Во главе делегации с символическим олимпийским факелом шагала Анна Гуськова. С этого момента и следующие минут 30 затворы фотоаппаратов непрерывно щелкали, запечатлевая победительницу Игр-2018. Это немного смущало девушку. В общении с журналистами она призналась, что у нее еще шоковое, потерянное состояние.

— Непривычно, что меня окружают столько людей, — говорила Анна. — А сколько цветов?! Наверное, я столько никогда не получала. Сама еще не осознала, что случилось. Сейчас больше всего хочется отдохнуть. Пока не знаю, пробуду пару деньков дома или выйду в свет. Соскучилась ли по белорусской еде? Нисколько. В столовой было много привычных блюд отличного качества.

Николай Козеко выглядел довольным. По его словам, команда выполнила свою задачу — завоевала медаль. Но остался осадок из-за того, что в квалификации мужского турнира закралась предвзятость: судьи некрасиво обошлись с Антоном Кушниром. Но Николай Иванович считает: закулисные игры не сломят белорусскую дружину.

На улице делегацию ожидало еще больше встречающих. Фристайлисты не переставали улыбаться, никому не отказывали в автографах, совместных фото, общались с болельщи­ками.

Денис ГОЛУБ

____________________________________________________

14:00. Безбарьерная среда в подземных переходах

Подземные переходы на улице Маяковского оборудованы устройствами для транспортировки маломобильных людей. Можно ли ими воспользоваться?

Около месяца назад «МК» писал о нерабочей подъемной платформе в переходе вблизи пересечения улиц Маяковского и Семенова. После этого в редакцию поступило письмо из предприятия, обслуживающего пешеходные тоннели. К нему прилагали акт обследования работоспособности подъемных платформ в подземных пешеходных переходах на улице Маяковского. Документ свидетельствовал: в семи из восьми тоннелей платформы функционируют. Только на одной разряжен аккумулятор. Наши корреспонденты отправились по маршруту проверяющих.

В подземных тоннелях вблизи остановок «Переулок Луговой» и «Лесная» установлены вертикальные подъемные платформы закрытого типа. Двигаются они медленно, но главное — работают. В кабине платформы помимо кнопок управления подъемным механизмом есть кнопка связи с диспетчером. Нажав на нее, через несколько секунд услышали женский голос: «Что у вас случилось?» Словом, все оборудование действует.

В подземном переходе вблизи остановки «Денисовская» установлены платформы открытого типа с наклонным перемещением. У пере­хода со стороны дома № 100 на улице Маяковского имеется пульт. На нем две кнопки. На какую нажимать — непонятно. Жму на одну кнопку, жму на вторую — устройство для транспортировки человека с ограниченными возможностями остается неподвижным. Иду проверять аналогичное устройство на входе со стороны администрации Ленинского района, но и здесь попытка не увенчалась успехом. Аналогичная ситуация — в пешеходных тоннелях около остановок «Маяковского», «Козыревская», «Семенова», «Солнечная» и «Камвольный комбинат». Чтобы узнать, почему в районе не работают подъемные платформы для маломобильных граждан, решила позвонить по одному из номеров, которые указаны в инструкции практически у каждого перехода.

— Если честно, то платформы в городе находятся в нерабочем состоянии и функционируют крайне редко, — призналась сотрудница диспетчерского пункта ГП «Горавтомост».

— А если бы вместо меня позвонил инвалид-колясочник, для которого этот агрегат и предназначен, что бы вы предприняли? — поинтересовалась я.

Женщина выдержала небольшую паузу и как-то неуверенно сказала:

— Значит, будем связываться с мастером, который обслуживает этот переход. Но нам такие звонки не поступали. Вы первая, кто позвонил.

Полина ШАНДРАК

____________________________________________________

15:00. Холдинг точного машиностроения «Планар»

Чтобы увидеть, как собирают оптико-механическое и контрольно-измерительное оборудование самого высокого уровня, пришлось спуститься на глубину чуть более семи метров

Здесь расположено производство специального оптико-механического технологического и контрольно-измерительного оборудования ОАО «КБТЭМ-ОМО». Почему так глубоко? Первый заместитель директора — главный инженер Владимир Матюшков объясняет: такая глубина необходима для обеспечения, во-первых, стабильности температур и, во-вторых, для гашения вибрации. Без соблюдения этих условий получить качественное оборудование для производства изделий микроэлектроники, ЖК-панелей и печатных плат практически невозможно.

Перед тем как зайти непосредственно в производственное отделение, мы переодеваемся в спец­одежду: на ноги — бахилы, поверх одежды — длинные, из плотной ткани халаты, на голову — одноразовые шапочки, под которые обязательно надо спрятать волосы.

Температура в помещении по ощущениям немного выше комфортной. И это тоже предопределено, как нам объяснили, спецификой производства.

На каждом рабочем месте установлены несколько компьютерных мониторов, за которыми внимательно следят инженеры. Честно говоря, для себя ничего интересного на них не увидела: на экранах отображаются процессы формирования интегральных схем в виде линий. В чем суть происходящего, человеку, не знакомому с высшей математикой и законами физики, можно понять лишь приблизительно, да и то при помощи подсказки. Например, надо послойно на каждый чип нанести несколько десятков рисунков методом фотолитографии. Затем эти рисунки совместить с точностью до десятков нанометра (нанометр — дольная единица измерения длины, равная одной миллиардной части метра (то есть 10−9 метра). По словам Владимира Матюшкова, на предприятии осваивают нанометровые технологии. При этом «миниатюризация не только резко поднимает быстроту действия устройств, но и снижает их стоимость и расход энергии при эксплуатации».

Оборудование, которое создается в буквальном смысле под землей, изготовлено с помощью как компьютерных и лазерных технологий, так и искусственного интеллекта. Достаточно сказать, что уровень точности измеряется в величинах, в тысячу раз меньше длины волны видимого света.

География поставок лазеро-оптического оборудования наглядно проиллюстрирована на одном из стендов в помещении: Россия, Китай, Южная Корея, Израиль, Германия, Италия, Нидерланды и другие страны.

Оборудование белорусских разработчиков — сложное и дорогостоящее. Разработанные датчики и приборы на основе микросистемо­техники, находят применение в гражданской и военной авиатехнике, космической технике, а также в системах контроля, диагностики и мониторинга техсостояния сложных промышленных объек­тов, транспорта и ЖКХ.

Ирина РЖЕУССКАЯ