Точка зрения

Зимняя, медально-полосатая

Игры в Пхёнчхане стали для белорусских спортсменов такими же полосатыми, как и талисман Олимпиады — белый тигр Сухоран

За милой мордашкой Сухорана скрывались крутой нрав и острые зубки. А картина выступлений наших атлетов напоминала узор на шерсти хищной зверюги: черные полосы перемежались белыми.

Сначала было грустное безмедалье первой недели. Нашей главной надежде на олимпийский драгметалл биатлонистке Дарье Домрачевой на корейском снегу не стрелялось и не бежалось. Лыжник-рекордсмен Сергей Долидович на своей седьмой Олимпиаде не до­ехал до финиша первой (и, как оказалось, последней) гонки на Играх: подвело здоровье. Ничем приятным не удивили и конькобежцы с горнолыжниками.

Состояние белорусского спортивного организма значительно улучшилось, когда за дело взялись фристайлисты. Красавица Анна Гуськова завоевала первую для Беларуси медаль — и сразу золотую. Правда, показалось, что судьи были непривычно благосклонны к нашей Ане и не стали сильно резать оценку за не самое удачное приземление. «Судья дал, судья взял» — пришлось констатировать уже во время выступления фристайлистов-мужчин. Антона Кушнира, олимпийского чемпиона Сочи, как какого-то безвестного мальчишку, арбитры прокинули мимо финала — снова грусть и негодование нахлынули на болельщиков.

Но практически сразу опять посветлело: Дарья Домрачева докатила наконец до своей пхёнчханской медальки. Серебряной в масс-старте! Апоге­ем олимпийских соревнований стала женская биатлонная эстафета — абсолютно фантастическая по сюжету и с золотой для белорусской команды развязкой. Полосатая судьба с хитрой мордой белого тигра будто извинялась таким образом за судейскую несправедливость с Кушниром.

К кому Сухоран остался холоден, как пронизывающий корейский ветер, так это к 35-летней финской биатлонистке Кайсе Мякяряйнен. С одной стороны, у нее до Пхёнчхана (в отличие от того же Кушнира) вообще не было ни одной олимпийской медали. Но и в Корее коварный тигр не припас для Кайсы даже самой завалящей «бронзы». С другой, за свою яркую карьеру финка выиграла два больших «Хрустальных глобуса» и имеет все шансы в нынешнем сезоне завоевать третий. И кто после этого скажет, что Мякяряйнен не топ-атлет? Да, за победы на этапах Кубка мира (в отличие от олимпийского «золота») не дают внушительных призовых и почетных званий. Но разве это проблема спортсменов? Большинство из них всегда работают на максимуме своих сил. Увы, часто этого бывает недостаточно для того, чтобы приглянуться усато-полосатой фортуне.

Алексей ИВАНЮШКО

______________________________________________

Без ностальгии

О судьбе торговых ларьков в столице было много споров. Теперь о них никто даже не вспоминает

Не так уж много лет прошло, но теперь не верится: направляясь от площади Якуба Коласа к Комаровскому рынку, горожанин шел вдоль шеренги разномастных киосков, лавок, палаток. Такие же торговые городки встречали его на Логойском тракте (специализировались на продаже запчастей для автомобилей), возле универсама «Первомайский», стадиона «Динамо», рынка «Байкальский»… Да где только не вырастали как грибы неказистые объекты мелкорозничной торговли! Чуть ли не на каждой остановке общественного транспорта — торговый ряд.

Конечно, сначала эти ларьки были нужны городу по объективным причинам. Заканчивалась пресловутая эпоха дефицита, а государственная торговля долго раскачивалась, приспосабливаясь к работе в новых условиях. Да и бизнес еще не начал строить маркеты. Полные энтузиазма частники в столь благодатной для них ситуации быстро заполнили свои прилавки востребованным товаром — жвачкой и газировкой, шоколадными батончиками и плеерами, дубленками и купальниками, моющими средствами и сигаретами… Спасибо частнику! Выручил.

Читайте также:  Когда прописан «Антижалобин»

Но время шло. Город приводил себя в порядок, появлялись по-настоящему современные предприятия торговли. А ларьки словно законсервировали в себе неказистые девяностые. Неподдающийся контролю левый оборот, нередко сомнительный товар, антисанитария. Да и внешний вид этих объектов торговли не красил столицу.

Руководство Мингорисполкома, приняв решение покончить с «шанхаем», действовало решительно и неотступно. И, помнится, не все горожане это приветствовали, было много горячих споров. Люди ведь привыкли, что можно было купить, например, пачку сигарет практически в любой точке города. Да и сочувствовало население предпринимателям, которые могли потерпеть убытки или вообще потерять работу.

Шеренги киосков с улиц исчезли, а многие из тех предпринимателей сейчас арендуют торговые помещения в «Паркинге», на «Экспобеле», в «Импульсе»…

Прошло несколько лет, время все расставило по своим местам. Теперь в столице трудно найти человека, который сожалеет, что в Минске уже нет тех палаток и лавок. Похоже, о них уже все забыли. Иногда стоит оглянуться назад, чтобы убедиться: зря спорили, всё сделано правильно.

Сергей ПЯТКОВСКИЙ

______________________________________________

Неформалы

Так называемое качественное обслуживание посетителей работниками магазинов в основном заключается в стандартном наборе фраз, действий и неискренних улыбок. Скучно

Хочется чего-то самобытного, неформального. Мне повезло: в течение одной недели получил яркие впечатления в двух торговых точках.

Первая занимается продажей сантехники. Когда-то купил здесь смеситель. Вскоре после окончания гарантийного срока в нем вышел из строя картридж. Пришел в магазин, показал продавцу имеющиеся документы на товар с указанием марки и попросил подобрать соответствующий картридж для замены.

— Вам какого диаметра? — деловито осведомилась она.

Я молча ткнул пальцем в витрину, где висел точно такой же смеситель.

— Я же не стану разбирать его и смотреть. Вам надо было взять с собой старый картридж как образец. Могу предложить вот этот. Не подойдет — вернете в течение двух недель. Только не нарушайте целостности упаковки.

Купил. Цена, кстати, приличная. А дома призадумался: как проверить, подойдет ли, не повреждая прозрачный пластик? Приложил свой неисправный картридж к упаковке с новым. Первый показался чуть больше.

Вернулся в магазин с обоими изделиями на следующий день. За прилавком вполоборота стоял мужчина и что-то увлеченно вертел в руках. На мое появление он не отреагировал.

— Здравствуйте, вы продавец?

— Да, — не глядя на меня, отозвался тот.

Я начал объяснять, зачем пришел, а работник нырнул под прилавок и принялся там копаться. Наконец я выложил из сумки два картриджа и, обращаясь в пустоту, спросил, одинаковые ли они.

Из-под прилавка появилась рука, нащупала мои картриджи, исчезла с ними и через секунду вернула обратно.

— Да… — послышалось снизу.

Вторая памятная миниатюра разыгралась в очереди к кассе в продмаге. Впереди стоящий мужчина сложил в пакет продукты и начал расплачиваться.

— Что вы мне дали? — удивилась кассир. — Это же не банковская карта, а проездной билет!

— Так он действительный! — не растерялся покупатель, увидев, что случайно протянул не тот пластик.

Кассир с улыбкой подыграла:

— Думаете, вы первый такой хитренький, кто пытается рассчитаться проездным?

Скучающие в очереди люди рассмеялись.

…В обеих ситуациях работники торговли вышли за рамки качественного обслуживания. Только впечатления остались совершенно разными.

Александр ФИЛИППОВИЧ