Образование

Вышли из класса

На чем школы зарабатывают деньги и какие профессии выбирают школьники? Что еще обсудили педагоги на итоговой коллегии комитета по образованию Мингорисполкома

Экспорт образовательных услуг

В дошкольном центре развития ребенка № 58 провели эксперимент: разработали три модели предоставления платных образовательных услуг для родителей. Это комплексы дополнительных занятий, которые получают дети разных возрастных групп, а также те, кто ходит в «Мамину школу».

— Например, четырехлетним ребятам предлагаем тестопластику — тренируем мелкую моторику рук, благодаря чему происходит своеобразный массаж мозга. У воспитанников развивается речь, — рассказывает заведующая учреждением Алла Голубева. — Наиболее востребованы занятия по хореографии, обучению чтению по методике Зайцева. Старшая группа посещает аква­аэро­би­ку. Тренер в бассейне ставит с детками танцы — малыши в восторге.

Единый комплекс дополнительных занятий получают все дети в группе. Благодаря этому стоимость услуг для родителей удалось значительно снизить.

— Вырученные средства идут на повышение заработной платы педагогов, оплату коммунальных услуг, приобретение нового надворного оборудования и материалов для занятий. У ребят в группах — новые игрушки и мебель, посуда. Купили интерактивную доску и посудомоечные машины, — уточнила Алла Александровна.

Своим опытом учреждение делится не только в городе, но и на международных конференциях.

На итоговой коллегии комитета по образованию Мингорисполкома прозвучало: доход от внебюджетной деятельности столичных учреждений образования вырос в 2017 году на 5,5 % по сравнению с 2016-м. То есть, школы и детские сады заработали в минувшем году 39 млн рублей — это доход не только от платных кружков, но и от сдачи свободных помещений в аренду.

Однако, чтобы привлечь школьников в объединение по интересам на платной основе, учителям приходится порой изощряться.

Председатель Мингорисполкома Андрей Шорец, который также принимал участие в работе коллегии, обратил внимание педагогической общественности: доведение показателей по экспорту образовательных услуг или по оказанию платных услуг населению не должны являться определяющими в функционировании системы образования города.

— Наверное, это неправильно, когда мы в угоду выполнения вышеназванных показателей идем в ущерб интересам собственных детей: сдаем в аренду в лучшее время классы, бассейны или спортивные залы, — подчеркнул Андрей Викторович.

Председатель Мингорисполкома также предложил рассмотреть возможность установить единый минимальный социальный стандарт на дополнительные образовательные услуги для детей.

— Готовы из бюджета профинансировать. Тогда педагогам не придется выдумывать, как привлечь детей и родителей в кружки, чтобы они их оплачивали. Город тратит основную часть бюджета на социальную сферу, и 30 % средств приходятся на образование. Необходимо создать систему, когда педагоги будут загружены, и независимо от уровня дохода родителей, дети будут получать минимальный стандарт: танцы, рисование и прочее… От этого мы только выиграем и получим всесторонне развитых детей, — отметил Андрей Шорец.

В 2017 году в 197 учреждениях образования Минска проведены работы по замене окон. В 2018-м они будут продолжены еще в 75 школах и детских садах.

Профессиональное обучение школьников

Читайте также:  Расправят крылья

В Минском государственном профессионально-техническом колледже монтажных и подъемно-транспортных работ есть свое отделение допрофессиональной и профессиональной подготовки. Сюда приходят школьники Фрунзенского и Центрального районов за получением квалификации.

— Присваиваем старшеклассникам рабочие разряды. Школьникам занятия нравятся. Сейчас обучаем почти две тысячи детей, — рассказывает заведующая отделением допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки Лариса Усенко.

Самые востребованные профессии — продавец, парикмахер, визажист, автослесарь.

— Недавно закупили компьютеры для класса, где будут заниматься будущие делопроизводители. Скоро приобретем верстаки для слесарей-ремонтников. В перспективе — начать подготовку монтажников радиоэлектронной аппаратуры, — говорит Лариса Семеновна. — В отделение приходят 9-классники, которые в течение года знакомятся с четырьмя профессиями, для них это проф­ориен­тация. Начиная с 10-го класса получают квалификацию по выбранному направлению.

Лариса Усенко уверяет: более 30 % ребят, прошедших такую подготовку, продолжают совершенствоваться в профессии, обучаясь дальше, или устраиваются на работу. То есть корочка, полученная в школе, им пригодилась!

— Сегодня в Минске работают 6 отделений допрофессиональной и профессиональной подготовки. В них обучаются 8 147 школьников по 27 профессиям, — рассказала председатель комитета по образованию Мингорисполкома Мария Киндиренко. — В ближайшей перспективе такую подготовку будут проходить все учащиеся 10-х базовых классов.

Финансирование школ

Выступая перед педагогической общественностью, Мария Киндиренко затронула вопросы оптимизации и рационального использования бюджетных средств, направленных на развитие отрасли образования. В частности, это достигается увеличением наполняемости классов в школах:

— В 2017 году средняя наполняемость классов составила 25,3 человека. Годом ранее — 24,9. Оптимизацию бюджета осуществляли путем сокращения часов эстетической направленности, а также слияния, реорганизации и ликвидации учреждений образования. Экономический эффект от проведенных мероприятий ежегодно возрастает: в 2017-м объем сэкономленных средств по сравнению с предыдущим годом увеличился почти вдвое. Также доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования отрасли составляет порядка 6 %, — привела статистические данные председатель комитета.

В 2018-м подобные мероприятия по оптимизации продолжат. Кроме того, с 1 сентября все школы и гимназии начнут получать финансирование по-новому.

— Учреждения общего среднего образования Минска станут участниками проекта по апробации нормативного финансирования. А с 2020 года к эксперименту присоединятся и детские сады, — подчеркнула Мария Станиславовна.

Это значит, объем средств на функционирование, скажем, гимназии будет зависеть от величины норматива — установленного размера средств, выделяемых на одного ребенка. Чем больше детей посещают гимназию, тем больше средств выделяют этому учреж­дению.

98,3 млн рублей на строительство новых объектов образования в Минске планируют направить в 2018 году, что вдвое больше, чем в предыдущем. В настоящее время возводят четыре детских сада, а также одну среднюю школу. Ввод в эксплуатацию этих объектов запланирован на текущий год.