Городское хозяйство

Путь жировки

Извещения на оплату коммунальных услуг  проходят сложный и длинный путь, прежде чем попасть в почтовые ящики

За несколько лет квитанция о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением претерпевала изменения как по форме, так и по содержанию. В прошлом остались двухстраничные жировки cо сложными формулировками. Только одно неизменно: работа над извещениями всегда начинается задолго до их появления на белом листке бумаги. Мы решили узнать, какой путь проходят жировки, прежде чем оказаться в почтовых ящиках.

Расчетные центры

Все начинается в 43 расчетно-справочных центрах (РСЦ) города, в которые каждый месяц поступают сведения от поставщиков услуг — эксплуатирующих жилищный фонд предприятий, водо-,

газо-, электро-, теплоснабжающих организаций. Они предоставляют данные в соответствии с договорными отношениями в точно оговоренные сроки. Некоторые организации делают это несколько раз в месяц. Кроме того, в течение месяца информация в РСЦ стекается и от горожан, которые самостоятельно вводят показания счетчиков воды в систему «Расчет» (ЕРИП) либо сообщают их непосредственно в РСЦ. В городе есть четыре дома, где внедрена система дистанционного снятия таких показаний, что упрощает процесс.

Специалисты РСЦ занимаются вводом данных в систему АИС «Расчет ЖКУ». Ее город принял в октябре 2016 года. В программе ведутся учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги. Далее информация поступает в филиал «Единый расчетно-справочный центр».

Три раза проверь

В первые десять дней каждого месяца работники жилищно-коммунального и абонентского отделов филиала усиленно трудятся над будущими извещениями: обрабатывают информацию, которая поступает к ним из всех РСЦ города и напрямую от отдельных поставщиков услуг.

Работа кропотливая, требует внимательности, ведь приходится иметь дело более чем с 686 тысячами лицевых счетов, находящихся на обслуживании ЖКХ районов. Еще около 64 тысяч принадлежат товариществам собственников (ТС) и жилищно-строительным кооперативам (ЖСК).

— Далее приступаем к расчету, который осуществляется в абонентском отделе. Каждую ночь в системе формируют сводные данные. С их помощью можно выстроить аналитические отчеты и проверить правильность начислений: сравнить начисленные суммы с цифрами поставщиков, проверить, нет ли ошибок при вводе в систему показаний счетчиков. Нельзя исключать и человеческий фактор: не там поставил запятую в числе — и вот уже ошибка, — разъясняет начальник управления по учету, расчету и начислению платы за жилищно-коммунальные услуги филиала «Единый расчетно-справочный центр г. Минска» Наталья Чернуха. — Затем служба субсидирования рассчитывает безналичные жилищные субсидии — как по заявительному, так и по

выявительному принципу. Далее специалисты запускают проверку этих расчетов, если есть ошибки, устраняют их.

Информация о завершении расчетов поступает в отдел эксплуатации автоматизированных систем Центра информационных технологий. Задача его сотрудников — обеспечить полный и корректный ввод всех платежных данных в систему. Горожане вносят платежи каждый день, но порой не всегда верно. Бывает, промахиваются в выборе ветки в системе «Расчет» (ЕРИП). Специалисты отдела отслеживают в том числе и такие ошибки и обеспечивают попадание оплаты по назначению, чтобы из-за промаха человек не оказался в должниках, которым, как известно, начисляется пеня.

Читайте также:  А был ли мастер?

— Пеню также рассчитывают до формирования извещений, — отмечает начальник отдела эксплуатации Наталья Пентюхова. — После всех подсчетов начисления на каждый лицевой счет преобразовывают в формат PDF для печати. В этот период специалисты отдела трудятся в две смены и даже круглосуточно.

После того как жировки направили в типографию, специалисты отдела печатают на принтере квитанции с дополнительными взносами и сборами для домов ТС и ЖСК, не имеющих дотаций, а также формируют информацию для системы «Расчет» (ЕРИП), с помощью которой мы запросто оплачиваем коммуналку через Интернет или инфокиоск.

Подписано в печать

Затем порядка 750 тысяч электронных жировок отправляются по защищенному каналу в типографию на улице Октябрьской. Там их печатают в круглосуточном режиме. С 9:00 до 22:00 за процессом в две смены следят операторы Центра информационных технологий: данные конфиденциальные.

В цеха этой типографии заглянули и наши корреспонденты. Здесь повсюду паллеты бумаги, печатные устройства, машины. Рокот и шум механизмов сливаются с речью работников и сильным запахом краски. Мы попали в самый разгар рабочего дня: через пару дней извещения должны быть в почтовых ящиках минчан.

— На распечатку жировок необходимо около трех суток. В работе задействованы девять принтеров. Используем оборудование средней производительности: при поломке его легче заменить, — рассказывает заместитель директора по производству типографии Сергей Гляков. — Хоть и редко, но сбои в печати бывают. На этот случай у нас предусмотрены в запасе еще несколько принтеров. И постоянно дежурит инженер.

Для извещений используют 3,5 т офсетной бумаги в месяц.

— В этот раз жировки печатают медленнее, чем обычно, — поясняет Сергей Гляков. — Закупили новую бумагу. Одна поставка пришла с другим направлением волокна. Из-за этого листы начали наворачиваться на барабаны принтеров — пришлось менять направление печати.

Готовые жировки складывают на поддон стопками по числу районов. Каждая сопровож­дается ярлыком определенного цвета. Например, для Центрального района — красного, Ленинского — желтого, Советского — зеленого. На бирке — и номер ЖЭУ, в который нужно доставить извещения. Такие обозначения помогают избежать путаницы, ведь копий тут не сделаешь. Стопки отпечатанных жировок складывают по 1 000 штук и упаковывают. На складе запакованные извещения грузят в машину и развозят в РСЦ города — туда, откуда начинался их путь. Коммунальщики сортируют жировки и разносят их по домам. А дальше дело за нами — достать квитанцию из ящика и оплатить.

Бумажные жировки довольно дорогостоящие. Каждый месяц расходуется 3,5 т бумаги. Поэтому сотрудники Центра информационных технологий рекомендуют отказаться от получения бумажных извещений на оплату жилищно-коммунальных услуг и перейти на электронную форму. Для этого собственникам квартир надо обратиться с паспортом в расчетно-справочный центр по месту жительства и написать заявление, после чего извещение будет приходить только на указанный адрес электронной почты.