Факты. Анализ. Комментарии

С чего начинается родина

Год малой родины, Декрет Президента № 7, значимость Беларуси как транзитного государства и какие бренды выбирает белорусская молодежь — темы сегодняшнего выпуска

Юрий Бондарь, министр культуры Беларуси:

— Если исходить из понятия малой родины, то для каждого это, наверное, очень светлые, позитивные эмоции, связанные с его домом, семьей, школьными товарищами и первым жизненным опытом. И это открывает очень большие перспективы для того, чтобы сделать что-то полезное для уголка, где ты родился. Польза может быть не только в каких-то материальных ценностях, к примеру в решении вопросов благоустройства территории, усовершенствовании чего-то, но и в обращении к духовному: стоит хотя бы вспомнить традиции родного края, сказки, которые рассказывала бабушка. В эпоху глобализации мы, к сожалению, находимся под угрозой утраты национальной самоидентичности, и задача культуры эту идентичность, самобытность белорусского народа сохранять, приумножать и передавать нашим потомкам. Вклад в этот процесс в состоянии сделать каждый гражданин нашей страны. Поэтому я считаю, что Год малой родины придаст новый импульс развитию культуры в регионах.

Юрий Король, генеральный директор РУП «Белтаможсервис»:

— РУП «Белтаможсервис» не участвовало и не участвует в поставках в Россию товаров санкционной группы. В 2017 году предприятие ввозило и оформляло на территории Беларуси плодоовощную продукцию из стран Африки, Азии, Южной Америки, в отношении которых Россией санкции не вводились. На основании договоров с российскими субъектами хозяйствования «Белтаможсервис» поставлял указанную продукцию в Россию строго в соответствии с законодательством Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования, обеспечивая соблюдение требований безопасности по карантину растений. Поскольку овощи и фрукты относятся к продукции высокого фитосанитарного риска, данный товар сопровождается сертификатами, выдаваемыми уполномоченными службами стран отправления. При этом такие документы в обязательном порядке содержат сведения о стране происхождения товаров. При ввозе в Россию все товары проходят проверку на стационарных постах Россельхознадзора, где российские получатели предоставляют контролирующим службам необходимую информацию, в том числе о стране происхождения товара. Соответственно, в каждом случае у них есть возможность проверить подлинность указанных в документах сведений. И только после выдачи акта вторичного фитосанитарного контроля товар вовлекается в законный оборот на территории России. Копии вышеуказанных документов российские партнеры направляют в РУП «Белтаможсервис», подтверждая таким образом отсутствие претензий к полученным в их адрес товарам. По сырным продуктам краткий комментарий, по сути, тот же. Сырные продукты, поступающие на территорию Беларуси в адрес РУП «Белтаможсервис», активно поставлялись в Россию до октября прошлого года. Производился отбор проб и образцов при въезде на таможенную территорию ЕАЭС, подтверждающий, что речь идет о сырном продукте и никаком другом, что указано в сертификатах, которые следуют с этим грузом из стран, где он был произведен. Повторный контроль наши партнеры, покупатели осуществляют на территории России. Что потом происходит с этим сырным продуктом, под какой маркой внутри России они его продают, мы отвечать не можем. В чем причины такого нагнетания ситуации? В последние годы логистика в Европе в корне поменялась. Значимость Беларуси как транзитного государства возросла в разы. Этому поспособствовало выгодное территориальное расположение, реализация программы развития логистической системы, построены современные торгово-логистические центры, в которых работают высококлассные специалисты, беспрецедентно высокий уровень отношений Беларуси и Китая. Свою роль, конечно, сыграли и ситуация в Украине, и введение санкций в отношении России. Но факт остается фактом: в Беларусь устремились многие товарные потоки, потому что здесь быстрее, дешевле, безопаснее. В результате возникает конкуренция внутри Евразийского экономического союза. Некоторые бизнесмены теряют выручку, прибыль. И обращаются к руководителям своей страны: мол, что-то происходит. Ситуацию начинают под микроскопом рассматривать, до запятой. И, к сожалению, конкуренция не всегда ведется честно и открыто. Случаются информационные вбросы, неверно изложенные факты. Как, например, в случае с нашумевшей заметкой на РБК. Они ее опубликовали, мы обратились за официальными пояснениями. В ответ они нам сказали, что написали со слов источника. И в итоге исправили информацию. Мы в свою очередь обратились за разъяснениями к бизнесменам, которые, по словам представителей РБК, озвучили компрометирующую нас информацию, но ответа так и не получили, как будто ничего и не было. Повторю еще раз: у всех наших партнеров есть акты вторичного контроля Россельхознадзора на плодоовощную продукцию, которые обязательны в России, чтобы товар можно было продавать. Официальные претензии «Белтаможсервису» российская сторона не предъявляет. Это и дает основания говорить о недобросовестной конкуренции.

Андрей Соболевский, начальник ИМНС по Минску:

— Декрет Президента № 7 «О развитии предпринимательства» устанавливает ряд либеральных принципов, на которых будут строиться взаимоотношения государства с предпринимательским сообществом. Среди них — принцип сочетания заявительного и уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов деятельности, в числе которых производство, торговля, общепит, бытовое обслуживание. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям достаточно подать в местный исполнительный и распорядительный орган уведомление. Это можно сделать через службу «Одно окно», заказным письмом либо через единый портал электронных услуг. В день, следующий за отправкой уведомления, субъект хозяйствования вправе начинать работу. Ожидаем, что благодаря данной норме количество индивидуальных предпринимателей в Минске увеличится, что в свою очередь приведет к росту поступлений налоговых платежей в бюджет. Кроме того, Дек­рет № 7 позволяет с 2018 года применять упрощенную систему налогообложения как организациям, так и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю через интернет-магазины, а также размещающим в Интернете информацию о субъекте торговли, содержащую имя сайта интернет-магазина. Установлен прямой запрет на повышение до 2020 года налоговых ставок и введение новых налогов (сборов, пошлин), налоговый орган не вправе взыскивать неуплаченный налог по истечении пяти лет со дня, когда он должен был быть уплачен. Исключение составляют случаи, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет или если плательщик сам подал уточненную налоговую декларацию. Еще одно новшество касается затрат при возведении объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и их благоустройства, безвозмездно переданных в собственность государства. Они включаются в состав внереализационных расходов дольщиков, заказчиков и застройщиков, учитываются при определении суммы убытка, возможной к переносу на прибыль последующих налоговых периодов. Также к внереализационным расходам теперь относится стоимость безвозмездно выполненных работ при реконструкции, ремонте объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в связи с возведением объектов строи­тельства.

Валентина Дынич, заместитель председателя Ассоциации защиты интеллектуальной собственности «БелБренд»:

— Молодежь старается покупать недешевые вещи. Естественно, влияют мода на определенные товары, реклама, привычки, устойчивое представление о том, как должно быть. Скидки, кстати, не всегда влияют. Что касается гаджетов, то тут речь точно не идет о дешевой продукции — молодежь выбирает максимально продвинутые, стильные вещи. Есть предприятия, продукцию которых молодежь устойчиво выбирает. У этих предприятий регулярно появляются новинки, которыми удается привлекать и удерживать внимание молодых людей. По итогам исследования, из предложенных для оценки групп товаров респонденты более активно поддерживают оригинальных производителей продуктов, лекарств и биологически активных добавок. Молодежь оказалась наиболее индифферентной по отношению к выбору производителей одежды и обуви. Было выявлено, что большинство респондентов (59 %) целенаправленно не интересуются контрафактной продукцией и местами ее приобретения. Поиском подобной информации занимаются около 10 % респондентов из числа всех опрошенных. Если же молодые люди намеренно ищут информацию об этой продукции и местах ее приобретения, они пользуются Интернетом (98 %).

Социологическое исследование «Молодежный бренд» было проведено Ассоциацией защиты интеллектуальной собственности «БелБренд» совместно с Молодежной лабораторией социологических исследований ЦК БРСМ. В исследовании приняли участие более 1 тысячи белорусов в возрасте от 15 до 30 лет.