Круглый стол в агентстве «Минск-Новости»

Формат доверия

Может ли столичный медиахолдинг давать жареные факты? Как определить грань конструктивной критики, чтобы соблюсти интересы горожан и районных администраций? Почему жены глав районных администраций моют подъезды? В каком случае деревья в парках оказываются лишними?

Все эти щекотливые темы поднимались во время круглого стола «Новый формат партнерского взаимодействия районных администраций и городских СМИ», который состоялся в агентстве «Минск-Новости». Его участниками стали глава администрации Заводского района Александр Дорохович, глава администрации Ленинского района Петр Шостак, глава администрации Московского района Андрей Жайлович, глава администрации Октябрьского района Анатолий Жуковский, глава администрации Партизанского района Денис Овсяников, глава администрации Советского района Юрий Трущенко, глава администрации Центрального района Игорь Бузовский, генеральный директор УП «Агентство «Минск-Новости» Екатерина Дубинская и ее заместители Татьяна Злобина и Елена Корниенко, главный редактор газеты «Минский курьер» Иван Кахнович, главный редактор информационного портала minsknews. by Наталья Вавилова, заместитель главного редактора газеты «Вечерний Минск» Светлана Фроленкова, заведующий отделом спецпроектов Владимир Жданович, фотокорреспондент Тамара Хамицевич.

Екатерина Дубинская (далее — Е. Д.): В нынешнем году газета «Минский курьер» отметила 110-летие со дня создания. Юбилей старейшего городского издания ознаменовался новыми циклами публикаций. Один из них рассказывает о предприятиях и об учреждениях, которыми гордится город. Первым наши журналисты посетили предприятие «Минск­ин­тер­капс» в Заводском районе, где провели выездную планерку. Прак­тически со всеми районами города у агентства «Минск-Новости» сложились хорошие отношения. И сегодня мы в рамках проводимой государственной информационной политики готовы с каждой районной администрацией запускать новые проекты, которые будут интересны вам и городу. На страницах «Минского курьера» и «Вечернего Минска», информационном портале minsknews.by мы рассказываем о том, чем живут люди нашего города, пишем о столичных династиях, трудовых коллективах, знакомим с жизнью предприятий, гимназий, клиник, театров — словом, ведем ле­топись города. И очень хочется, чтобы в ней было больше позитива.

Игорь Бузовский (далее — И. Б.): Районным администрациям сегодня не хватает информационных площадок, где они могут показать свою работу, накопленный опыт, рассказать о том, как решаются актуальные для жителей проблемы. И руководство районных администраций заинтересовано в сотрудничестве с городскими СМИ. Какой должна быть эта площадка? Как можно более значимой, с широкой аудиторией. Сегодня у агентства есть колоссальный плюс — бесплатно распространяемая газета «Вечерний Минск». Еще один весомый аргумент — вы живете реальными проблемами города. В ваших СМИ я могу прочитать про другие районы: что-то позаимствовать у коллег, чему-то позавидовать, чем-то похвастаться. Другие медийные ресурсы такой возможности не дают. Чтобы агентство «Минск-Новости» стало более узнаваемым, важно не только профессионально делать журналистскую работу, а здесь вы на высоте, но и активно продвигать свой бренд, чтобы его знали в международном медийном пространстве. Со своей стороны мы готовы оказывать всяческую поддержку.

Александр Дорохович (далее — А. Д.): С мобильного устройства захожу на портал «Минск-Новости» 5-6 раз в день. Лучшие новости здесь — оригинальные, актуальные, правдивые, поданные под правильным углом. Мы все прекрасно знаем, что многие электронные СМИ выставляют только часть оригинальной информации, остальное берут с других ресурсов, меняя заголовки и преломляя в нужном для себя ракурсе. Что касается продвижения бренда, то с агентством «Минск-Новости» мы реализуем ряд проектов. В их числе открытое первенство города по лыжным гонкам «Чижовская лыжня с «Вечерним Минском». Через такие совместные спортивные, культурные и другие мероприятия, где агентство выступает информационным партнером, вы имеете возможность в том числе и продвигать свой бренд. Нужно выстроить маркетинговую стратегию, чтобы все, что связано с «Минск-Новости», вызывало живой интерес.

Анатолий Жуковский: В том, что «Вечерка» пользуется спросом у горожан, сомневаться не приходится. По четвергам в 8 утра перед районной администрацией выстраивается очередь за газетой. Отмечу важный момент: информация в СМИ не должна подаваться однобоко. Если журналист выезжает на место по каким-то обращениям жителей, то важно, чтобы в статье была представлена и точка зрения администрации района. Жалобщики заинтересованы в продвижении своих интересов, особенно это касается сноса объектов или застройки.

Елена Корниенко (далее — Е. К.): Чаще, наоборот, нас обвиняют в другом, что мы чересчур расшаркиваемся перед городскими властями.

Е. Д.: Вы все правы по поводу продвижения бренда «Минск-Новости». Но поясню один нюанс. Когда я возглавила это предприятие, оно уже имело название «информационное агентство», а по сути включало газету и радиостанцию. Полноценный сайт появился лишь 3,5 года назад. Теперь в наш медиахолдинг входят пять СМИ, в городе хорошо известны бренды «Вечерний Минск», «Минский курьер», «Радио-Минск», журнал для детей «Качели». Конечно, стоят задачи по продвижению информационного портала minsknews.by. И здесь вы тоже можете помочь. Вы лучше знаете жизнь своего района изнутри. Вместе мы могли бы работать на опережение, разъясняя горожанам те или иные решения, рассказывая о градостроительных планах. Мы очень мобильные, новые проекты рождаются легко. Так, 1 марта в «Вечерке» стартовал цикл публикаций «Ваш участковый», где мы будем рассказывать о лучших представителях этой профессии. Начали с Ленинского района.

А. Д.: Еще одно пожелание. Когда публикуете тот или иной репортаж на сайте, не стесняйтесь выставлять больше фотографий. Даже сухо написанный, но проиллюстрированный текст воспринимается совсем по-другому. Хорошо, когда есть небольшой видеосюжет.

И. Б.: Вот так мы плавно переходим к тому, что городу нужен свой телеканал.

Е. Д.: Это непростая тема. Наде­юсь, сейчас с приходом на СТВ нового руководителя ситуация кардинально изменится. Мы говорили с Игорем Луцким, у него большие планы по освещению минских событий. Спасибо ему за такое понимание. Есть канал «MIHCK TV», но пока его гордое название не соответствует тому, что там транслируется.

Е. К.: Уточню, что СТВ сформировалось в составе нашего агентства, а позже ушло в самостоятельное плавание.

Агентство «Минск-Новости» в 2018 году планирует провести несколько круглых столов, пригласить представителей социальной сферы, здравоохранения, образования и других.

Е. Д.: Что касается организации телеканала на базе нашего предприятия, то я представила руководству города свое видение ситуации: если делать телевидение, то делать качественно. А это довольно большие материальные затраты. И все это хорошо понимают. У СМИ, входящих в состав нашего агентства, коллективы не разные: один и тот же корреспондент работает и на портал, и на обе газеты. На 3 информационных площадках «Минск-Новости» активно трудятся 38 журналистов. Если по­явится телевидение, будут нужны дополнительные профессиональные кадры, чтобы создавать достойный телепродукт.

Мы не стоим на месте, все время поднимаем свою планку, придумываем новые акции и проекты. Так, 7 марта по городу поедет наш традиционный «Праздничный экспресс», журналисты будут поздравлять минчан с весенним праздником, раздавать конфеты и шары. Пятый год проводим проект «Столицы женское лицо» вместе с Минской организацией ОО «Белорусский союз женщин», где рассказываем о лучших представительницах нашего города. Делаем многое, но Минск большой, всего не охватишь, поэтому ждем вашей поддержки. Приглашайте на интересные встречи и мероприятия. Иногда включаю тот или иной телеканал, а в новостной программе — подряд наши новости, только добавлен видеоряд. При этом ссылки на нас нет, но новости наши — работают. Стоило нам написать о том, что на улице Козлова закрылась парикмахерская «Ясь и Янина», как все перепечатали эту новость, в том числе и негосударственные СМИ. Замечу: негативная информация впитывается быстрее.

Е. К.: У нас есть один большой плюс — оригинальный контент, сейчас мало сайтов и СМИ могут себе это позволить. Мы часто видим свои материалы на других сайтах без ссылки на агентство «Минск-Новости». Приходится звонить коллегам, спорить.

Е. Д.: По радио таких вопросов нет, в день в эфире самых разных станций идут по 20-30 информаций со ссылкой на «Минск-Новости».

Петр Шостак (далее — П. Ш.): Многие наши беды — из-за недостатка информированности населения. Я практикую следующее: пошел поток обращений из того или иного квартала, микрорайона — отправляю туда информационные группы и количество жалоб резко снижается. Конечно, городу нужен свой телеканал. Те же областные центры имеют свое ТВ. Мы тоже надеемся, что с приходом нового руководителя на СТВ что-то изменится и телеканал больше внимания уделит районам города.

Андрей Жайлович (далее — А. Ж.): Подброшу идею проекта. Избран новый состав депутатов горсовета. Часто слышу комментарии, мол, все они от власти. Вот и расскажите минчанам, какими делами эти кандидаты доказали, что достойны представлять их интересы в горсовете. Пусть это будут не официальные отчеты, а живые репортажи и очерки, чтобы горожане узнали, как кто-то из депутатов-новичков создал с нуля свое дело или почему другого народного избранника, например главного врача поликлиники или директора гимназии, знает весь район.

Владимир Жданович: Журналисту нередко самому хочется сделать нечто остренькое. Например, была у меня идея проследить, какие ляпы допустили в своих выступлениях кандидаты в депутаты. И этот материал подхватили бы многие СМИ. Но сработала самоцензура, и я отказался от задумки, чтобы не давать нашим коллегам из независимых СМИ пищи для комментариев. На медиарынке есть такое явление, как хайп: когда делаешь новость и она выстреливает везде. Например, в каком-то районе открывается самый крупный в Минске культурный комплекс — и эту позитивную новость все подхватывают. И журналисту хорошо, и администрации района. Но хайп может быть и негативным. И это уже станет критикой в ваш адрес.

А. Д.: Да нас не критикует только ленивый!

А. Ж.: Стоит ли критиковать руководство района? На мой взгляд, стоит. Надо показывать, где мы недоработали. Но сейчас, без конкретики, эту грань определить сложно. Будет предмет для обсуждения — обращайтесь. Пусть мы люди занятые, но для журналистов всегда найдем время.

И. Б.: Не хотел бы, чтобы про Центральный район писали критично. Но ваша задача — в том числе давать и критику. Грань очень тонкая, но «Минск-Новости» — городское информационное агентство, нужно находить компромисс между интересами обывателей и столичных властей. Вы правильно сказали: у вас уникальная информация. В отличие от других, негосударственных, ресурсов у вас отсутствует возможность кому-то заплатить прямо в карман за предоставление информации — говорю как есть. Но у вас есть другой люфт — административный. Надо выстроить работу так, чтобы у вас был прямой контакт со всеми службами, чтобы вам первыми сообщали эксклюзивную информацию.

Е. К.: Все, что я сейчас слышу, замечательно. Но очень часто наших журналистов тормозят какие-то чиновники из администрации, разгораются такие страсти!

В нашем агентстве много молодежи — творческой, очень активной, думающей, таких как Владимир Жданович. И нам приходится их где-то останавливать и по-отечески, по-матерински просить: подождите, давайте разберемся, дадим возможность высказаться тому-то. А когда начинаешь предоставлять слово второму, третьему — тема теряется. Поэтому ваша конструктивная настроенность для нас очень ценна, но хотелось бы опробовать все на практике.

Районным администрациям сегодня не хватает информационных площадок, где они могут показать свою работу, накопленный опыт, рассказать о том, как решаются актуальные для жителей проблемы.

П. Ш: Приведу пример. Завершили мы реконструкцию ДК «Лошицкий», все готово к вводу, но МЧС стопорит дело. Во время субботней прямой линии разговариваем с вашим журналистом Ириной Ржеусской и она предлагает: «Петр Николаевич, давайте я подготовлю критический материал». Я решил использовать этот инструмент. Что вы думаете? Как только в МЧС узнали о готовящейся публикации, в течение двух дней вопрос решили положительно. И писать ничего не пришлось.

А. Д.: У меня тоже есть интересный факт, думаю, коллеги с подобным сталкивались. Вступил в силу Декрет Президента № 7, которым устанавливаются общие требования по пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологические требования. И те и другие для новых объектов упростились. Приходит недавно ко мне один субъект хозяйствования, который открывает в Заводском районе спортивный зал. Стройку закончил, но акт ввода не подписан из-за требований МЧС. Новый Декрет им не указ, говорят: «А мы пока работаем по-старому». И дают застройщику два листа замечаний, которые надо устранить. «Так этого же нет в проекте», — недоумевает владелец спортзала. «Слушай, ты хочешь проблем? Давай по-хорошему: ты все-таки исполни, что здесь написано, и неважно, что этого нет в проекте, и будем жить дружно». Вот вам еще одна актуальная тема: посмотреть на практике, как работает новый Декрет.

Е. Д.: В одном районе Беларуси заметно пошла в рост оппозиционная газета, опередив по тиражам исполкомовское издание. По простой причине: у издания был свой информатор в исполнительном комитете, который четко знал, что в городе открывается, что будет капитально ремонтироваться и все остальное. Какой ход использовали наши коллеги? Сначала публиковали критический материал, например о том, что в городке нет бани, я сейчас условно говорю, а в следующем номере возвращались к напечатанному и успокаивали горожан: парилку все же построят. Подсказывайте нам те темы, по которым проблемы решаемы, ведь их можно вкусно подать.

Е. К.: Конечно, не хочется выносить сор из избы, но журналисты очень любят работать на опережение. Это особенно касается планов по застройке территорий. Администрации же районов, как мы наблюдаем, терпят до последнего, зная, что назревает сложная ситуация, жители начинают протестовать, но комментариев никто не дает. А потом спохватываются, бьют по хвостам, а публикации выглядят уже нелепо.

И. Б.: Есть у меня такая практика: заставляю подрядчиков, которые берутся за капремонт жилья, прописывать в договоре информационное сопровождение проводимых работ. То же касается и застройки. Если вы добьетесь, чтобы такое решение было принято на уровне горисполкома, то у вас будет возможность освещать то, что интересно минчанам и полезно городу. Еще один нюанс, который можно использовать при налаживании контактов: такая оценочная категория эффективной работы служб, предприятий, как упоминание в прессе. И тогда к вам в очередь будут выстраи­ваться желающие поделиться информацией.

А. Д.: У меня одно замечание, касающееся освещения прямых телефонных линий. Считаю, не нужно опускаться до мелкотемья, например уборки подъ­ездов. Понятно, что нам часто звонят именно по таким вопросам, но это уровень не районной администрации, это вопросы ЖЭУ, и когда мы лишний раз публикуем такое, то порождаем волну подобных обращений.

Е. Д.: Так что, журналистам не ходить на прямые линии?

Все главы районов (дружно): Ходить!

Е. К.: Тогда рассказывайте корреспондентам что-то интересное из жизни района, делитесь планами, где что будет построено, открыто, сколько рабочих мест создано.

А. Ж.: Мне пришло недавно по почте предписание районной прокуратуры, которая проконтролировала уборку дворовых территорий и поставила администрации неудовлетворительную оценку. Поэтому нет ничего удивительного, что городские СМИ поднимают эту тему, если ею занимается и прокуратура.

А. Д.: Помните, Екатерина Эдуардовна, вы мне как-то рассказывали, что про наши прямые линии говорили коллеги из московских СМИ, мол, у нас уже такая демократия, что дальше некуда, любая бабушка может утром в субботу позвонить и потребовать вымыть полы в подъезде. Точно так же пенсионерки звонят главе администрации района и жалуются. Доходит до абсурда: «Мой сын набросал в подъезде окурков, а уборщица за ним не подмела…»

А. Ж.: А моя жена и супруга Дороховича спокойно в субботу берут веник и наводят порядок на своих лестничных пролетах.

А. Д.: Да, моя жена не видит ничего зазорного в том, чтобы самой убрать в подъезде. Вот еще одна идея: давайте через интересные акции, проекты привлекать минчан к созданию комфортной среды проживания. Например, «Вечерка»: 1 000 деревьев». Будем вместе озеленять город.

Денис Овсяников: Не увлекайтесь посадками деревьев! У нас в Партизанском районе зеленых насаждений хватает. На одного жителя приходятся 35 м2 озелененных территорий при норме 10 м2. Да, во дворах в Малиновке, Каменной Горке необходимо сажать деревья и кустарники. Но что касается парков, то здесь нужен взвешенный подход, говорю как бывший озеленитель. Иначе мы превратим их в леса, где нет ни лужаек, ни зон отдыха. Только в парке Дружбы народов более-менее соблюдены эти нормы.

Е. Д. (с иронией в голосе): Представьте статью в «Вечерке» с жареным заголовком в стиле негосударственной прессы: «Денис Овсяников: в Партизанском районе больше не надо сажать деревья! Хватит!».

Подводя итог, отмечу: наш диа­лог получился конструктивным. Большое спасибо, что вы в своем плотном графике нашли время прийти к нам и обсудить нюансы сотрудничества. Какие-то предложения мы взяли на карандаш. Наде­юсь, вместе выйдем на новый уровень взаимодействия. Планируем провести в этом году несколько таких круглых столов. Позовем социальную сферу, здравоохранение, образование. Мы благодарны за подсказку про депутатов. У нас уже год реализуется совместный проект с парламентариями «Депутатский клуб», который замечен в высших кругах. Действительно, в Мингорсовет ­28-го созыва пришли очень интересные люди. Тот же Владимир Хейфец, который управляет торговым центром «Галерея Минск». Думаю, такой цикл публикаций станет новым поворотом в освещении деятельности депутатского корпуса.

Тираж газеты «Вечерний Минск» — более 100 тысяч экземпляров. Бесплатно распространяется на 20 станциях метро и еще в 118 точках: административных учреждениях, на промышленных предприятиях, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, спорта, торговли, гостиницах, кафе, аэропорту, Студенческой деревне.