Арт-среда

Камень с души

Художница Алена Гордон создает живописные картины и иконы из полудрагоценных камней и минералов

Глядя на ее полотна, написанные выразительно, живо и изящ­но, сложно поверить, что вместо красок — самоцветы, а холст заменен мраморной пластиной. Картины выглядят как классические живописные работы. Авторская технология признана уникальной и не имеет аналогов в мире. Проект художницы называется Gordon’s Gemstone Art. Свои шедевры она создает в мастерской, оборудованной в обычной квартире. В комнате светло и уютно, играет музыка. О том, что здесь творит живописец, можно понять по расставленным на столе карандашам и кисточкам, миниатюрным бутылочкам с цветным порошком. Это и есть краски, вернее, измельченные полудрагоценные камни. Палитра впечатляет: изумрудный малахит, небесный лазурит, красная киноварь, золотой янтарь, рыжая охра…

— Минералы имеют разно­образ­нейшую цветовую палитру. К тому же их можно перемешать и получить новый оттенок, — объясняет Алена Гордон. — Само­цве­ты заказываю у геологов, их дробят на мельчайшие частицы и просеивают. Гранат, хризолит, аметист измельчаю сама вручную. Самое сложное — просеять. Для рисования нужны крохотные фракции 0,1-0,75 мм, пыль. Важно, чтобы порошок не сбивался в комки, легко сыпался. Им и создается изображение на мраморной основе. Использую тончайшие кисти и стоматологические инструменты. Каждый слой закрепляю специальной эмульсией, которая очень прочная и долговечная.

Ее состав художница держит в секрете, как и саму технологию создания картин. Каменную живопись Алена Гордон придумала примерно 17 лет назад, когда трудилась в мастерских по изготовлению панно из декоративно-поделочного камня. Будучи выпускницей Минского художественного училища имени А. К. Глебова по классу «живопись», она долго искала свой авторский стиль. Рисовала карандашом, писала маслом, акрилом. Трудилась художником на картографической фабрике, иллюстратором, веб-дизайнером, декоратором, занималась росписью стен, преподавала изобразительное искусство в школе. Само­цветы появились в ее жизни случайно.

— Искала подработку и устроилась в мастерскую, где делали пейзажи и сувенирную продукцию из каменной крошки. Со временем захотелось делать из этого материала что-то более художественное и эстетичное. Стала экспериментировать и постепенно усложнять технику, чтобы картины выглядели как живописные, а не как декоративное панно, — рассказывает художница. — Однажды знакомые попросили написать образ Семистрельной Богородицы в камне. Для меня это было в новинку, пришлось изучить каноны иконописи. Я очень прониклась образом, когда заказ выполнила, специалисты сказали: она намоленная. Не знаю, как это получилось, ведь на тот момент я даже не была крещеной. Видимо, так происходит, когда пишешь сердцем.

В камне Алена Гордон создала галерею святых образов: Иисуса Христа, Богородицы, Николая Чудотворца, Андрея Первозванного, Антония Великого, Георгия Победоносца…

— Когда пишу икону, всегда изучаю житие святого. Соблюдаю церковные каноны, но как художник привношу в образ что-то свое. В последнее время больше нравится рисовать портреты и картины с мистическими сюжетами, — делится собеседница. — Идею могу долго вынашивать, потом делаю эскиз на бумаге и переношу изображение на мрамор — хочется скорее начать сыпать камнем, приступить к работе с цветом.

Читайте также:  Это всё она

Процесс создания произведения занимает несколько месяцев, дело это очень кропотливое и трудоемкое. Каждые элемент, линию или деталь нужно засыпать по отдельности. Нанесением камней различного размера формируются объем и глубина. В картине использует более 30 разновидностей минералов.

На вопрос, не жалко ли крошить полудрагоценные самоцветы, отвечает:

— Жалко, конечно. Дробить, например, бриллианты — вообще глупое и сложное занятие, но они придают роскошный блеск.

Такие картины не подвержены воздействию окружающей среды. Однако с годами изображение может поменяться.

— Рисунок становится мягче, тоньше, теплее. Он живой. С одной стороны, сказываются процессы диффузии, все-таки камень — это природное химическое соединение. С другой — так проявляют себя энергетические свойства кристаллов, — отмечает художница. — Иногда вижу свои произведения у заказчиков. У одних они преображаются, оживают, свежеют с годами, а у других, бывает, теряют свой свет. Хотя это единичные случаи. Так, я дважды забирала икону у одного человека, чтобы ее подправить, дописать — техника позволяет это сделать. Но через некоторое время образ становился колючим и злым. Предполагаю, что камни впитывают энергетику владельца.

Алена Гордон признается: она не предполагала, что будет работать с этим материалом, писать иконы. С детских лет ее интересовала природа, все живое и красивое. Любила носить украшения из камней и отдыхать в горах.

Большинство ее полотен находятся в частных коллекциях в Беларуси, России, Литве, США, Германии, во Франции, в Швеции, а также в некоторых православных храмах, один из которых располагается в Антарктике. Есть икона и в фонде Художественной галереи Михаила Савицкого.

Персональные выставки Алена Гордон устраивает нечасто, поскольку набрать нужное количество работ непросто из-за технологии, которая предполагает длительное и кропотливое воплощение задумки.

— Предпочитаю делать на заказ, а не в стол. Материалы дорогостоящие. Если произведение остается в Беларуси, могу попросить его для экспозиции, но чаще всего они улетают за границу, — подчеркивает художница.

Тем не менее в планах у нее устроить осенью выставку в Вильнюсе. К этому времени она надеется закончить новую картину.

В Минске увидеть уникальные полотна можно на выставках, организуемых Союзом мастеров-миротворцев «Свет», участником которого является Алена Гордон. Несколько ее картин сейчас представлены в экспозиции «День восьмой» в галерее «Лабиринт» в Национальной библиотеке Беларуси. Выставка продлится до 20 марта.