Советский район

Хитрая математика

В средней школе № 19 ведет занятия Александр Фельдман, которому в прошлом году исполнилось 80 лет

— Александр Маркович, можно напроситься к вам на урок посмотреть уникальную методику преподавания математики? — договариваюсь о встрече с самым старым учителем Беларуси Александром Фельдманом. Школьники от него без ума.

— У меня одна методика — учить, — отвечает педагог.

Спустя несколько дней сижу за последней партой в кабинете Фельдмана. Идут занятия у 11 «А».

— А теперь мы поступим немного иначе! — резюмирует Александр Маркович, визуально оценив на доске решение уравнения ученицей.

И предлагает классу попробовать получить тот же ответ, но другим способом.

— Вот эта задача взята из программы проведения внутреннего экзамена в БНТУ в 2006 году, — дает очередное задание старшеклассникам.

За 45 минут урока на доске по­яви­лись и успели исчезнуть более десяти сложных уравнений и примеров. Для того чтобы научиться решать задачи, нужно решать задачи — таков принцип работы Александра Фельдмана.

Благодарен своей супруге Софье Васильевне. Она взяла на себя трудности и заботы по воспитанию детей и внуков. Поэтому у меня было время плодотворно трудиться, заниматься профессиональными поисками, писать статьи в журналы. Она меня поддерживает до сих пор.

К нему дети по-прежнему приходят практически каждое утро на ранние консультации.

— Проводим их до начала уроков. Они призваны помочь ученику преодолеть трудности в решении задач, которые я задавал на дом. Не исключено, что не очень прилежный школьник, не потратив ни минуты на домашнюю работу, тешит себя мыслью: «Утром все узнаю». И это уже хорошо! — говорит Александр Маркович.

В кабинете математики все стеллажи заполнены книгами. Они вез­де, какую бы дверцу ни открыл. Хотя, пожалуй, сделать это будет и не совсем просто. На каждой — по замку. Причем их такое разно­образие: и маленькие сувенирные, и большие старинные. Есть даже велосипедный.

— Ведь я не один здесь хозяин, а к книгам отношусь очень бережно, — Александр Маркович берет большую связку ключей и по очереди открывает дверцы, посвящая меня в таинства полок. Замечаю свежее издание «Математики в школе много не бывает». Автор Александр Фельдман.

— Это сборник статей, написанных мною в разное время и опубликованных в российских и белорусских журналах. Книга еще есть в продаже, — замечает учитель.

— А какие сувениры вам ученики дарят?

— Часы! Люблю как произведение искусства, — рассказывает Александр Маркович.

На стенах класса их множество — с сердечками, в деревянной оправе, с барометром и термометром. А на окне стоит металлический… гонг.

— В субботу звонков нет, вот его и используем, — улыбается педагог.

Перемена. Спешу пообщаться с учениками Фельдмана.

— Тогда я выйду из класса на пять минут. Можете спрашивать у них что угодно! — тактично поступает учитель и действительно покидает кабинет.

— Вы знаете, что у нас в музее есть целый стенд, посвященный Александру Марковичу? — не дожидаясь моих вопросов, начинает диалог одиннадцатиклассница Таи­сия Ефимова.

В прошлом году учителю исполнилось 80 лет. По этому случаю устроили большой школьный праздник, даже сократили уроки.

— Для нашего Александра Марковича возраст не показатель: в душе он такой, как мы. Активный, все время в деле. После уроков не остается вопросов, все понятно. Но больше всего любим, когда он про свою жизнь рассказывает. Вспоминает поучительные истории, которые когда-нибудь нам обязательно пригодятся, — считает Таисия.

Ну вот, например. Педагог в молодости ни разу не пробовал алкоголь. На старших курсах университета пошел на встречу выпускников. Отправились в кафе. Александр Маркович пригубил — стало нехорошо. И, по его словам, тут же «бросил пить».

— У него огромный опыт решения задач. Полученные на уроках знания позволят успешно сдать ЦТ и хорошо учиться на первом курсе университета. У меня двоюродная сестра поступила на физфак. Спрашивает, что такое производная, факториал. Они это сейчас проходят, а мы, школьники, уже знаем! — говорит Таисия.

— Александр Маркович, как заслужить такую любовь школьников?

— Заниматься своим предметом. Мои удачи — это успехи учеников. Стараюсь, чтобы они развивались в предмете. Благодаря опыту знаю, где встретить интересную задачу, где найти хорошее дополнительное пособие. Ни в коем случае нельзя ограничиваться учебником. Не боюсь с ребятами рассматривать сложные задания, например уровней В11, В12 централизованного тестирования. Следует нацеливаться на максимальные 100 баллов — и многие подтягиваются.

— Не идут ли учителя на поводу у тестов?

— Лично у меня как у учителя математики две трудности: подготовить ребенка к сдаче ЦТ и выпускному экзамену за курс средней школы. Последнее испытание требует культуры письменной математической речи. Должны быть не только правильные вычисления, но и грамотные обоснования, доказательства. Так сложилось, что я работаю только в старших классах. Когда ко мне на урок впервые приходит 10-й, кроме ссылки на теорему Пифагора, при решении заданий у ребят других вариантов нет. А их десятки! И эти трудности мы тоже преодолеваем. Чтобы дети смогли успешно продолжать образование в вузе, они должны быть загружены в школе. Учеба — дело нелегкое. Но если проходит с интересом и увлечением, здоровью не вредит.

— ЦТ сами пробовали сдавать?

— Мысль возникает, но не пробовал. Однако замечу: задачи В11 и В12 требуют много времени. Три часа на весь тест недостаточно. Хотя бы полчаса прибавить.

— Что означает крошечный значок на лацкане вашего пиджака?

— Считаю, на костюме должна присутствовать деталь, которая обращает на себя внимание. Вот вы и обратили. Из моих любимых — брошь в виде листа Мёбиуса. Его считают символом современной математики.

— Вы старожил Советского района. Что больше всего в нем любите?

— Когда иду по улице, редко бывает, что не встречу своего бывшего ученика (смеется). В Советском много красивых мест для отдыха. Живу на улице Гамарника. Недалеко открыли «Макдоналдс» — нечасто, но захаживаю.

— Ваши выпускники в социальных сетях создали Клуб почитателей Александра Фельд­мана.

— А в «Википедии» есть страничка обо мне. Правда, не знаю, кто мог ее написать.

— Там среди многочисленных регалий указано, что вы дважды соросовский учитель.

— В 1990-х годах начал работать Фонд Сороса, который назначал премии учителям математики, физики, химии и биологии в размере 1 000 долларов. Лауреатов определяли по опросам студентов вузов. Учителя, имя которого чаще называли, награждали. Это почетное звание.

Александр Фельдман — заслуженный учитель Республики Беларусь. В прошлом году отметил 80-летие, но активен и бодр. Ежемесячно проводит городские семинары для учителей, преподает математику старшеклассникам в СШ № 19.